II Мировая Холодная Война- АНАЛИЗ

2017/07/xolod_1502181708.jpg
Прочитано: 6924     16:39     08 АВГУСТА 2017    
«Санкционная война» между США и Россией серьезно обострилась, достигнув максимального уровня за период после «холодной войны», то есть последние почти 30 лет. Наибольшую опасность представляет то, что удары совершаются не только в экономической и дипломатической сфере. Вашингтон перешел в активное наступление на российские позиции в геополитической плоскости.

Постановка Конгрессом и Сенатом проекта санкций на повестку дня и их практически единогласная поддержка была лишь одной стороной процесса. Параллельно с этим, если обратить внимание на происходящее, становится ясно, насколько опасный этот процесс.

Вице-президент США Майк Пенс в рамках турне по Европе посетил Эстонию, Монтенегро и Грузию. Хотя история дипломатических отношений Монтенегро и США насчитывает более 100 лет, до сих пор туда не ездил никто уровня вице-президента. Почему же подобная необходимость возникла сейчас? Причина проста: посредством Монтенегро НАТО, и, таким образом, США возвращается на некогда покинутые Балканы.

Происходящее свидетельствует о том, что администрация Трампа на 180 градусов изменила отношение к называвшемуся до сих пор «структурой, срок действия которой истек» и считающимся «ненужным» Североатлантическому Альянсу и начала предпринимать шаги для укрепления НАТО по трем флангам против России – Прибалтике, Балканам и Южному Кавказу. Если добавить сюда новости о поставках американских ракет на Украину, картина становится полной.

Слова Майка Пенса, которые он произнес в Тбилиси, открыто показывают цель визита: «Отправляя меня в Эстонию, Монтенегро и Грузию, президент Трамп открыто дает понять: США не бросит их в одиночестве в те времена, когда Россия собирает войска у границ этих государств». Это – достаточно агрессивное и жесткое заявление. Еще и потому, что Россия не собирает войска на границе этих государств, наоборот: США проводит совместные учения с Прибалтикой и Грузией!

Хотя визит Пенса в Грузию не состоялся в годовщину предыдущего визита в 2008 году, когда шла «пятидневная война», он совершенно не был случайным.

То, что обвиняющие Россию в «расшатывании стабильности в Украине», и «поддержке террористического Ирана» заявления звучат именно в Тбилиси, так же несет серьезный символический смысл. Другой символический момент связан с встречей Майка Пенса с военными, участвовавшими в Американо-Грузинских военных учениях, названных «Достойный партнер -2017». Это – интриги, которые плетутся прямо под носом у России.


Как мы видим, нападение на Россию идет не только в экономической и дипломатической сферах: применение санкций против России – только часть вопроса. Давление включает в себя геополитическую и военную плоскость, несет комплексный характер. Фактически, против России началась серьезная всесторонняя атака. В такой ситуации Россия вынуждена сделать ответные шаги хотя бы с точки зрения инстинкта самосохранения. Поэтому на данный момент основной вопрос таков: что сделает Россия?

Вопрос в том, что у России нет возможности дать нападающим на нее симметричный ответ. Он практически ничего не может сделать против экономических санкций. Объем экономического оборота между двумя странами составляет 20 миллиардов долларов, что в общем и целом очень мало. Америка никак не зависит от российской нефти, газа и цветных металлов. Максимум влияния Москва может оказать на США, остановив продажу урана, однако у американцев есть альтернативные пути для компенсации этого. Оставшиеся ответные удары не то, что не могут считаться эффективными, их и ударами назвать сложно. Высылку 700 американских дипломатов из страны и изъятие одного из зданий, которое находилось в пользовании американского посольства нельзя назвать равнозначным ответом на столь сильное нападение, это – лишь попытка сохранить лицо.

Сейчас Россия напоминает беспомощного боксера, который получает удары один за другим и которого намного более сильный соперник теснит в угол ринга. Нокдаун – лишь вопрос времени. Поэтому обязательно нужны какие-либо ответные шаги для того, чтобы выйти из положения. Это можно назвать вопросом жизни или смерти для России.

У геополитики есть свои правила игры: если не получается совершить симметричный удар, нужно рассмотреть ассиметричный вариант. То есть если Россия не может сделать что-то США напрямую, она попробует нанести удары по их интересам окольными путями. На практике это значит, что будут предприниматься шаги против союзников США и геополитических акторов, задействованных в их планах.

Хочешь-не хочешь, этот процесс будет протекать и на территории СНГ. Особенно на Южном Кавказе, находящемся во фланге нового противостояния. Неизбежно крайнее обострение отношений России и Грузии в будущем. Когда вопрос встанет в форме о противостоянии НАТО-России, у Турции не будет много пространства для маневра. Закон по поводу санкций составлен так, что Россия, захочет ли она того, или нет, будет вынуждена играть в одной команде с Ираном.

Возникают параллели с событиями на Ближнем Востоке. Что может быть причиной столь обширного нападения на Россию? Не исключение, что США хочет вывести из игры мешающих их планам силы – Россию и Иран, нанеся им ряд сильных ударов в нескольких направлениях. Желание Трампа вновь расширить фактически забытый НАТО и таким образом укрепиться на Российских границах происходит отсюда.

Эти процессы еще более углубятся и усилятся в ближайшие месяцы; многие страны попадут в сложную ситуацию, их ожидают тяжелые дни. Будет непросто сохранить одинаковую дистанцию против обоих гигантов, защитить свои интересы. До сих пор одним из лучших в этом плане был Азербайджан. Есть все основания полагать, что и в дальнейшем будет так.

Вусал Маммедов
Перевела: Чинара Гулиева


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Анализ   Холодная-война