18 лет авторитаризма и безысходности

2017/10/120020_src_1509097051.jpg
Прочитано: 5706     17:35     27 ОКТЯБРЯ 2017    
Сегодня в Армении вспоминают жертв самого загадочного преступления в новейшей истории этой страны. Ровно 18 лет назад, 27 октября 1999 года, в армянский парламент проникла группа вооруженных террористов под руководством Наири Унаняна. В этот момент с трибуны выступал министр финансов Левон Бархударян. Ворвавшиеся террористы открыли огонь по премьер-министру Вазгену Саркисяну и спикеру Карену Демирчяну – бывшему многолетнему партийному боссу советской Армении. Оба политика погибли. Были также расстреляны вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутат Армен Арменакян и академик Национальной академии наук депутат Микаел Котанян. Еще один парламентарий - председатель редакционного совета газеты «Айастан» Генрик Абрамян скончался от сердечного приступа на почве стресса.

Только через полчаса после теракта парламент был окружен подразделениями Внутренних войск. Террористы, удерживавшие в зале заседаний Национального собрания почти 50 депутатов и министров, потребовали, чтобы для переговоров к ним прибыл лично президент Армении Роберт Кочарян. На следующий день после переговоров с ним террористы сдались.



В состав террористической группы входили бывший журналист Наири Унанян, некоторое время работавший на телевидении Армении, его брат Карен Унанян, их дядя Врам Галстян, а также Дереник Беджанян и Ашот Князян. Судебный процесс над ними начался 15 февраля 2001 года. Все семеро были признаны виновными в измене родине и терроризме. 2 декабря 2003 года суд первой инстанции «Центр-Норк-Мараш» приговорил братьев Наири и Карена Унанянов, Эдика Григоряна, Врама Галстяна (в 2004 году скончался в заключении, по официальной версии - покончив жизнь самоубийством), Дереника Беджаняна и Ашота Князяна к пожизненному заключению. Гамлет Степанян был приговорен к 14 годам лишения свободы (в мае 2010 года обнаружен в колонии мертвым).

Несмотря на то, что режим Роберта Кочаряна попытался представить так, что террористы якобы действовали самостоятельно, тем не менее, на протяжении всех этих 18 лет мало кто в Армении верил в хлипкую версию властей. Более того, большая часть армянского общества подозревает, что заказчиком этого гнусного преступления был именно «карабахский клан», тогда только взявший в свои руки всю полноту власти в Армении. И если смотреть на теракт в армянском парламенте с точки зрения сегодняшнего дня, то приходишь к выводу, что подозрения рядовых армян отнюдь не беспочвенны.



Начнем с того, что видеокамеры в зале заседаний армянского парламента четко зафиксировали, что главными мишенями террористов были именно премьер Вазген Саркисян и спикер Карен Демирчян. Все остальные жертвы либо попали под шальные пули, либо были расстреляны сознательно, чтобы запутать следы. Почему именно Саркисян и Демирчян? Ответ тут очевиден – на тот момент это были самые популярные политики в Армении, которые могли бросить вызов клике Кочаряна. После их гибели путь Кочаряна и «карабахского клана» к абсолютной власти в Армении был расчищен.

Но и есть и другой аспект, на который мало кто обращает внимание. Спикер парламента Карен Демирчян, бывший многолетний коммунистический руководитель Армении, снятый со своего поста Горбачевым в связи с началом армяно-азербайджанского конфликта вокруг Карабаха в 1988 году, как никто лучше понимал, что Карабахский конфликт ведет Армению к авторитаризму, узурпации власти со стороны «карабахского клана», к нищете и деградации страны. Обращает на себя внимание тот факт, что в 1999 году К. Демирчян стал активно выступать за скорейшее урегулирование Карабахского конфликта. Учитывая тот факт, что Демирчян продолжал пользоваться огромным уважением в армянском обществе, а также его мудрость и опыт, «карабахскому клану», захватившему власть в Армении на волне армяно-азербайджанской войны, было чего опасаться. Нервничали и кураторы «карабахского клана» за пределами Армении, понимавшие, что урегулирование Карабахского конфликта лишит их возможности оказывать давление на стороны конфликта. Идеальным решением всех проблем и стала ликвидация наиболее опасных для Кочаряна и его кураторов армянских политиков.



А как же сами террористы? Участь их была предрешена после того, как они выполнили заказ властей – в тюремной камере от удара электрическим током скончался один из террористов Норайр Егиазарян (электрик по образованию). Повесился в камере Врам Галстян. Погиб в ДТП выпущенный на свободу Мушег Мовсисян. В США погибает Роза Ованисян, которая была одним из свидетелей по этому делу. В ноябре 2012 года в Евпатории в море, в двух метрах от набережной, было обнаружено тело Нателлы Галстян – матери лидера террористов Наири Унаняна. Свела ли она счеты с жизнью или ей помогли, ответа на этот вопрос никто так и не услышал. И наконец, все эти годы армянские правозащитники и журналисты не могут получить от властей Армении внятного ответа о том, в какой тюрьме содержится сам Унанян и жив ли он вообще.

В заключение хотелось бы привести точку зрения на те события известного армянского общественно-политического деятеля Тиграна Хзмаляна. По его словам, сложившаяся тяжелая общественно-политическая и экономическая ситуация в Армении является прямым следствием террористического акта 27 октября 1999 года.



«Был разрушен политический баланс, сложившийся в обществе, что привело к единоличной диктатуре Роберта Кочаряна, более не скованного никакими ограничениями. Нет сомнения, что столь масштабная операция была осуществлена спецслужбами, причем, не только армянскими. Прошедшие годы стали поистине «нулевыми годами» в общественной, политической, культурной, научной жизни нашей страны, обернувшиеся застоем и тиранией, разрастанием репрессий и коррупции, уничтожением гражданских свобод и прав личности», - сказал Т. Хзмалян.

Бахрам Батыев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: