Российский генерал: В Армении понимают, что ОДКБ не будет защищать ее в Карабахском конфликте

2017/11/bouzhinsky_0_1510916134.jpg
Прочитано: 9847     19:01     17 НОЯБРЯ 2017    
Интервью Armiya.az с генерал-лейтенантом запаса, бывшим начальником Международно-договорного управления Министерства обороны РФ, председателем Совета ПИР-Центра Евгением Бужинским.

От редакции: Евгений Петрович Бужинский, генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук. Один из самых опытных военных дипломатов и экспертов России. В Вооруженных силах с 1968 г. Окончил Военный институт, Военную академию имени М.В. Фрунзе. В 1976-1992 гг. проходил службу на различных должностях офицера Генерального штаба, в 1992-2009 гг. — в Международно-договорном управлении Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России. В 2002-2009 гг. — начальник Международно-договорного управления, заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. В 2009–2015 гг. консультант, старший вице-президент ПИР-Центра. С апреля 2014 г. председатель Совета ПИР-Центра. С 2010 г. — постоянный лектор Международной Школы ПИР-Центра по проблемам глобальной безопасности. С 2013 г. — лектор совместного образовательного курса ПИР-Центра и МГИМО «Нераспространение ОМУ». Член Российского совета по международным делам. Сфера профессиональных интересов: контроль над вооружениями, военно-политические аспекты международной безопасности, вопросы региональной и глобальной безопасности, нераспространение ядерного оружия, военное использование космоса, отношения Россия-НАТО, российско-американские отношения.



- Товарищ генерал-лейтенант, как Вы оцениваете роль Москвы в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Карабаха? Какие цели, на Ваш взгляд, преследует Москва в этом процессе?

- Для Москвы самое главное – это решить армяно-азербайджанский конфликт. Откровенно говоря, я лично не знаю рецепта урегулирования этого конфликта, чтобы, во-первых, это произошло мирным путем, а во-вторых, чтобы все стороны остались довольны. Но, наверняка, какой-то компромисс есть. Цель Москвы – не допустить очередного вооруженного столкновения между Азербайджаном и Арменией. Нужно ведь понимать, что у нас и перед Арменией существуют союзнические обязательства, и Азербайджан является нашим стратегическим партнером, с которым у Москвы просто великолепные отношения. Конечно, в этом плане перед Россией стоит трудная задача, но мне кажется, что пока российскому руководству остается балансировать, регулярно встречаясь с главами Азербайджана и Армении, а также решать военно-технические вопросы с обоими государствами. Резюмируя сказанное, скажу так: цель России – всеми политическими способами добиваться урегулирования Карабахского конфликта, не допустить возобновления войны.

- Тем не менее, в Армении довольно сильны антироссийские настроения, существует острое недовольство тем, что ОДКБ, в частности, Россия, не оказывают Еревану военную помощь против Азербайджана. Как Вы считаете, а должны ли Россия и ОДКБ вмешиваться, если речь идет о военных действиях в Карабахе, на международно-признанной азербайджанской территории? Ведь Азербайджан не собирается нападать на Армению, с чего бы это ОДКБ помогать ей?

- Наверняка, если какое-то недовольство и было у кого-то в Армении, то позиция и России, и ОДКБ была четко доведена до внимания официального Еревана. Я думаю, что там ее поняли. Абсолютно уверен, что руководство Армении совершенно трезво подходит к этому вопросу и не ожидает, что Россия и остальные члены ОДКБ бросятся с оружием в руках защищать Армению в любом конфликте, а уж тем более в столь деликатном, как Карабахский.

К тому же, ОДКБ – это не НАТО. ОДКБ все еще находится в периоде своего становления. Как обстоят дела в НАТО? Если американцы что-то делают, то все остальные члены НАТО единодушно их поддерживают (исключение составил Ирак, когда Франция и Германия отказались участвовать в этой авантюре). В ОДКБ нет единодушной поддержки. Например, в конфликтах России с Грузией и Украиной не было единодушной поддержки Москвы. Поэтому говорить о том, что в случае необходимости ОДКБ тут же поддержит одну из стран-члена организации, пока не приходится.

- Ближневосточный террор уже приближается к границам постсоветских государств. Как мы можем обезопасить себя от этой угрозы?

- Обезопасить себя мы можем за счет улучшения взаимодействия между нашими странами, обмена развединформацией. Кстати, в этом отношении между Баку и Москвой существует хорошо налаженное сотрудничество. По моей информации, уровень сотрудничества между Москвой и Баку в этом отношении ничуть не уступает уровню сотрудничества России с членами ОДКБ.



- Насколько сильно нервирует Москву приближение НАТО к российским границам? Что в ответ может предпринять Россия? И не приведет ли это к военному столкновению между Россией и Западом?

- Конечно, нервирует. Москва не раз заявляла о том, что нас беспокоит прежде всего в расширении НАТО. Не то, что в этот блок вступают новые страны, а то, что вступление государства в НАТО автоматически создает либо создание, либо совершенствование военной инфраструктуры на территории нового члена Североатлантического альянса. Естественно, когда к границам России приближается военная инфраструктура или совершенствуется, например, на территории стран Балтии или в Восточной Европе, наша советская военная инфраструктура, подгоняемая под стандарты НАТО, нас это не может не беспокоить.



Что Россия может предпринять в ответ? Она уже укрупняет западное и северо-западное направления, формируя новые дивизии и даже танковую армию, приводит в порядок то, что в 90-е годы было запущено.

В то же время, я надеюсь на то, что военного столкновения между Россией и НАТО не будет, потому что любое военное столкновение между ними, и прежде всего, между Россией и США, перерастет в глобальный ядерный конфликт.

Бахрам Батыев


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Карабах   Россия   ОДКБ   НАТО