Военный атташе: Китай придерживается стратегии активной обороны - ИНТЕРВЬЮ

17_12_08_1512717218.jpg
Прочитано: 3216     15:20     08 ДЕКАБРЯ 2017    
Китайская армия проводит крупную структурную реформу: совершенствует систему боевой подготовки, организацию службы войск, решает другие серьезные проблемы. Новые задачи в проведении этих реформ поставил перед вооруженными силами страны прошедший недавно ХIХ Съезд КПК. О том, как армия будет выполнять его решения, о важнейших преобразованиях в войсках и на флоте Китая, о его вероятных противниках и о том, на что направлена растущая мощь НОАК, в интервью ТАСС рассказал военный атташе при посольстве КНР в России генерал-майор Куй Яньвэй.

— ХIХ съезд Коммунистической партии Китая наметил большие реформы в политической, экономической и социальной жизни республики, в том числе в строительстве и дальнейшем укреплении боевой мощи Вооруженных сил КНР. Какие это реформы и что лежит в их основе?

— КНР будет продолжать реформу национальной обороны и армии, в частности, углублять реформу важнейших политических установок и систем, таких как система профессионализации офицеров, система управления персоналом армейской службы, системы воинской обязанности, а также продвигать революционное преобразование системы управления военным делом, совершенствовать и развивать социалистическую военную систему с китайской спецификой.

БИОГРАФИЯ. КУЙ ЯНЬВЭЙ

Родился 9 апреля 1964 года. В декабре 1981 года вступил в ряды НОАК. В 1987 году окончил военный институт и стал штабным офицером в Министерстве обороны КНР. С марта 1989 года — секретарь военного атташе при посольстве КНР в Румынии. С сентября 1992 года — секретарь, а затем помощник военного атташе Китая при посольстве КНР в Москве. С мая 2004 года — военный атташе Китая в Эстонии. С октября 2006 года — заместитель заведующего Канцелярией по миротворческим делам при Министерстве обороны КНР, заместитель начальника Управления Министерства обороны. С июля 2011 года — военный атташе Китая в Румынии. С августа 2016 года — военный атташе при посольстве КНР в России. Звание генерал-майора присвоено в июле 2017 года.


Особое внимание будем обращать на науку и технологии как ядро боеспособности, на необходимость стимулировать важнейшие технологические инновации, создавать народную армию инновационного типа. Важно всесторонне осуществлять строгое управление армией, стимулировать коренную трансформацию форм управления, повышать уровень законности в сфере оборонного и армейского строительства.

Китайское военное строительство и реформы будут следовать двум основным принципам.

Во-первых, неукоснительно сохранять абсолютное руководство народной армией со стороны партии. Создание такой армии — вот стратегическая опора как для достижения целей, выполнение которых приурочено к "двум столетним юбилеям", так и для осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации.

Во-вторых, армия всегда должна быть готова к бою. Поэтому во всей работе необходимо неизменно исходить из критериев ее боеспособности и фокусироваться на повышении боевого мастерства личного состава и его умения одерживать победы.

Следует основательно заниматься боевой подготовкой по всем направлениям. Развивать новый тип боевых сил и сил обеспечения. Развертывать военное обучение, имитируя реальную войну. Активизировать использование вооруженных сил, ускорить интеллектуализацию военного дела, нарастить потенциал ведения объединенных военных операций, охватывающих все природные сферы и базирующихся на информационно-сетевой системе. А также эффективно создавать благоприятную обстановку для решения поставленных задач, контролировать кризисные ситуации и предотвращать войну, а если потребуется — победить в ней.

— Реформа вооруженных сил КНР началась за несколько месяцев до исторического ХIХ съезда КП Китая. Известно, что в китайской армии были преобразованы военные округа, сокращено количество армий, произошли преобразования в руководящих структурах НОАК. Какие еще изменения ожидаются, и на что они будут направлены?

— 24–26 ноября 2015 года в Пекине прошло рабочее заседание Центрального военного совета (ЦВС) по вопросу реформы вооруженных сил. Оно ознаменовало начало исторической реформы китайской армии, которая привела к коренным изменениям.

Сформированы ракетные войска и войска стратегической поддержки, а также командование сухопутных войск; реорганизованы и созданы разные ведомства ЦВС; созданы пять зон боевого командования и объединенная система командования зон; сформированы объединенные силы логистической поддержки.

Мы продолжим реформу оборонной науки, совершенствование технологий и поддержку ВПК, будем формировать архитектонику углубленной военно-гражданской интеграции и создавать интегрированную государственную стратегическую систему с соответствующим потенциалом. Усовершенствуем систему оборонной мобилизации, продолжим формирование мощной и прочной современной пограничной, морской и противовоздушной обороны. Модернизируем органы по обеспечению и управлению демобилизованными военнослужащими, по защите законных прав и интересов военнослужащих и членов их семей, превратим профессию защитника страны в профессию, пользующуюся уважением и почетом в обществе. Также нам предстоит более серьезно реформировать войска вооруженной милиции.

Будем стремиться к тому, чтобы к 2035 году в основном осуществить модернизацию национальной обороны и армии
Цель строительства вооруженных сил КНР — учитывать тенденции развития новой мировой революции в военном деле и, отвечая на потребности защиты национальных интересов и безопасности страны, всесторонне повышать качество и эффективность оборонного и армейского строительства, обеспечить механизацию войск, достичь сущностного прогресса в сфере информатизации армии и резкого повышения ее стратегического потенциала к 2020 году.

Будем стремиться к тому, чтобы к 2035 году в основном осуществить модернизацию национальной обороны и армии, а к середине нынешнего века превратить Народную армию Китая в передовые вооруженные силы мирового уровня.

— Военным людям понятно, что укрепление безопасности страны и вооруженных сил происходит на основе глубокой оценки международной обстановки, угроз и рисков для страны со стороны потенциальных противников или каких-то других дестабилизирующих факторов. Каким угрозам и опасностям должна противостоять китайская армия? Что будет делать руководство страны и вооруженных сил для нейтрализации этих угроз?

— По данным "Военной стратегии КНР" (девятой "Белой книги", изданной в мае 2015 года), развитие Китая будет по-прежнему играть важную роль для укрепления существенных стратегических возможностей, для уверенного ответа на вызовы внешней среды.

В ходе этого развития укрепляется совокупная мощь государства, его важнейшие показатели конкурентоспособности, способность противостоять возникающим угрозам. Повышается международный статус КНР и ее влияние на международной арене. Улучшается уровень жизни китайского народа, стабилизируется социальный климат Китая. Но, превращаясь в крупное развивающееся государство, Китай по-прежнему сталкивается с разнообразными и сложными угрозами своей безопасности, ростом внешних угроз и вызовов, взаимопереплетением существующих проблем обеспечения обороноспособности и безопасности перед традиционными и нетрадиционными вызовами.

Сегодня стремление некоторых государств к гегемонии на мировой арене, политика грубой силы и неоинтервенционизм вновь поднимают голову. Разные международные акторы прилагают усилия по эскалации борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов, пренебрегают законными интересами своих соседей. Активизация международного терроризма, обострение религиозных противоречий, территориальные споры приводят к появлению горячих точек на изменяющейся карте мира.

Непрекращающиеся локальные войны, постоянные вооруженные конфликты, частые экономические кризисы по-прежнему являются обычным состоянием некоторых регионов. Мир все так же сталкивается с реальной и потенциальной угрозой широкомасштабной войны.

Например, существует множество факторов нестабильности и неопределенности ситуации на Корейском полуострове и в регионах Северо-Восточной Азии. Наблюдается повышенная активность регионального терроризма, сепаратизма и экстремизма, который вредит в том числе и безопасности в стабилизированных зонах Китая. Самой большой угрозой для гармоничного развития Тайваня и Китая по-прежнему остаются сепаратистские силы и их борьба за "независимость Тайваня".

Серьезными угрозами являются сепаратисты "Восточного Туркестана" и Тибета, подготовка антикитайскими силами планов по осуществлению "цветной революции". Задачи по обеспечению политической безопасности и социальной стабильности весьма трудны.

По мере постоянного расширения наших национальных интересов, мировая и региональная нестабильность, терроризм, морское пиратство, крупные стихийные бедствия и эпидемии, а также другие опасности могут представлять угрозу безопасности Китая. Встают во весь рост и проблемы обеспечения безопасности за рубежом нашей страны: идет борьба за энергетические ресурсы, под угрозой безопасность стратегических транзитных путей и безопасность зарубежных филиалов китайских фирм, их сотрудников и активов. Мы должны все это учитывать в своем военном планировании.

В мире развертывается новая военно-техническая революция, осуществляется переход к высокоточному вооружению большой дальности, углубляется интеллектуализация военного дела, происходит переход на беспилотную авиацию и стелс-технологии. Космическое и киберпространство становятся новыми точками стратегического противостояния. Ускорился переход от традиционных форм ведения войны к информационному противостоянию.

В новых исторических условиях для того, чтобы эффективно противодействовать различным чрезвычайным ситуациям, военным угрозам и вызовам, Китай будет придерживаться военной стратегии активной обороны. Она стала наполняться новым содержанием, отвечающим тенденциям эпохи, и демонстрировать новые формы, сохраняя при этом свой основной дух.

Изменения такие: во-первых, установка на победу в локальной информационной войне. Намечен новый курс с учетом многомерных военных обстоятельств (на суше и море, в воздухе, космосе и в Сети) с применением электронного оружия. Мы делаем акцент на коренной подготовке способности войск быстро одержать победу в локальной информационной войне.

Во-вторых, держим курс на новаторское обновление основных представлений о ведении войны. Это означает, что ВС Китая, понимая суть информационной войны и механизма достижения победы, считают владение информацией ключевым способом удержания лидерства на поле боя. И поэтому они будут наносить точечные удары по оперативной системе врага и проводить боевые операции с использованием всех видов и родов войск.

В-третьих, необходимо совершенствование военной стратегии. Учитывая геополитические стратегические обстоятельства, угрозы национальной безопасности и стратегические задачи армии, Китай понимает важность стратегического планирования и правильной расстановки военных сил, которые включают общую координацию действий, распределение ответственности по округам и интегрированное использование сил и средств в ходе операций. Кроме того, он уделяет надлежащее внимание как традиционным сферам безопасности (на суше, в море и воздухе), так и новым сферам (в космосе и сети), укрепляет сотрудничество в области международной безопасности в соответствующих районах за рубежом.

В-четвертых, мы продолжим отстаивать принципы стратегического руководства. Они включают приверженность национальным стратегическим целям; создание стратегического положения, благоприятного для мирного развития страны; овладение стратегической инициативой в военной борьбе; готовность противодействовать сложным и трудным обстоятельствам; следование концепции, направленной на поддержку общей и комплексной безопасности, сотрудничество в данной сфере со своими партнерами, активное расширение пространства для сотрудничества в области военной безопасности.

— Китайская армия входит в тройку самых сильных вооруженных сил, где присутствуют США и Россия. Несмотря на то, что расходы на военные нужды у НОАК почти в четыре раза меньше, чем у США (по данным Стокгольмского института исследований проблем мира — СИПРИ, США тратят на эти цели $650 млрд, а Китай — $170), тем не мене военный потенциал Китая не сильно уступает Соединенным Штатам. За счет чего это достигается? Какие виды вооруженных сил будет развивать КНР в первую очередь и на какие войска делать ставку?

— Да, КНР тратит гораздо меньше средств, чем США, в области военного строительства, но сумела максимально повысить уровень военной техники, вооружений и практической боеспособности. За счет чего? За счет опоры на основополагающие принципы и институты, о которых говорил на ХIХ съезде КПК председатель Си Цзиньпин. В их числе неизменное политическое руководство военным строительством, укрепление армии за счет реформ, укрепление военного дела силами науки и технологий, управление армией на основе законов, концентрации внимания войск на подготовке к реальной войне, придание более серьезного значения стимулирующей роли инноваций, сосредоточение усилий на формировании системы подготовки войск, на повышении интенсивности и эффективности боевой и специальной подготовки, а также на военно-гражданской интеграции. В частности, в трансформации армии из сил количественного превосходства в силы качественного превосходства и наукоемкости.

Научно-техническое развитие стало движущей силой наших военных преобразований. Как только технический прогресс используется в военных целях, это неизбежно приводит к глубоким изменениям в вооружении, системе боевой подготовки, в законах вооруженной борьбы и идеологической культуре.

В настоящее время армии ведущих стран мира продвигают информационно-технологическую революцию и ускоряют новый виток военной трансформации, что является беспрецедентным шагом в истории мирового военного строительства. Например, армия США форсирует реализацию "Третьей стратегии компенсаций", пытаясь тем самым сформировать новое подавляющее техническое превосходство. Если Китай не будет развивать научно-технические инновации в области обороны, это создаст новый технологический разрыв и поставит страну в невыгодное положение в процессе конкуренции. Мы не можем этого допустить.

Китайская армия находится на острие перехода к революционным преобразованиям. Происходит стремительный переход от механизации к информатизации, а структура вооруженных сил от той, что строилась по типу центральной платформы, к той, что ориентируется на сетевую информацию, командная система — от общевойсковых объединений к межрегиональным объединениям, модели управления — от экстенсивной к интенсивной, а модели развития — от относительного разделения военной и гражданской сфер к их глубокой интеграции.

Только опираясь на революционную роль науки и техники и усилив инновационную направленность военной модернизации, можно содействовать стратегической трансформации китайской армии и помочь ей в достижении мирового уровня.


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Китай   армия   атташе   Россия