Александр Лукашенко не будет портить отношения с Баку ради Еревана – ЭКСКЛЮЗИВ

2017/12/alesin-2102_1512721315.jpg
Прочитано: 8454     16:31     08 ДЕКАБРЯ 2017    
Эксклюзивное интервью Armiya.az с известным белорусским военным экспертом, одним из ведущих специалистов в сфере военной аналитики Александром Алесиным.




- Недавно Армения и Беларусь подписали план взаимодействия в сфере обороны. На ваш взгляд, какие белорусские вооружения могли бы заинтересовать Армению?

- Откровенно говоря, отношения двух стран в области обороны можно оценить ниже среднего, - и по объему (деньги, которые стороны тратят на военное сотрудничество), и по уровню технологии, которыми обмениваются стороны. Здесь сотрудничество, можно сказать, небольшое. Армения претендовала в свое время на участие в проектах Межгосударственной финансово-промышленной группы (МФПГ) «Оборонительные системы» по разработке, производству и модернизации средств ПВО, куда входит ряд российских и белорусских профильных предприятий. Армения хотела получить плоды от этого сотрудничества, но у нее не получилось.

Визитной карточкой российско-белорусского взаимодействия в рамках МФПГ «Оборонительные системы» можно назвать проект глубокой модернизации ЗРК средней дальности С-125 «Нева» (экспортный вариант - «Печора») до версии «Печора-2М». Есть очень много заказов, есть заказы из Египта. И Армения собиралась участвовать в разделении труда.

Что касается других примеров военного разделения труда, могу предположить, какие системы могли бы заинтересовать Армению – это, прежде всего, система радиолокации. Минск в последнее время добился очень больших успехов в области производства и разработки радиолокационных станций, причем трехкоординатных. Я не исключаю того, что эти системы могут быть поставлены Армении, поскольку целый ряд стран, включая Вьетнам, Пакистан проявили большой интерес к ним. Известно, что Иран использовал белорусские радиолокаторы для перехвата американских дронов. Эти системы высоко качества.

Едем дальше. Средства радиоэлектронный борьбы. Какие средства? Это средства борьбы с беспилотниками.

Белорусская компания «Радар» производит средства, которые позволяют нарушать спутниковую систему навигации и прерывать сигнал с дронами. При вмешательстве дроны либо садятся, либо падают. С учетом того, что Азербайджан наращивает сотрудничество с Израилем в области беспилотников, в том числе и ударных, я не исключаю, что Армения может попросить для себя такие системы.

Кроме того, в Беларуси разработаны системы нарушения связи. У нас имеются средства, которые позволяют нарушать мобильную связь, спутниковую связь и другие виды связи.

В Беларуси также разработана система, позволяющая обманывать ПВО. Значит, радиолокаторам посылается ложный сигнал, то есть, оператору РЛС поступает искаженная информация о положении самолета в небе, и при виде объекта начинают стрелять туда, где самолета нет.

Есть еще так называемый комплекс «Кондор» – он позволят маленькому беспилотнику изобразить в воздухе ситуацию, как бы большое воздушное нападение. Он служит для того, чтобы разбудить средства ПВО, чтобы те начали работу, а он их потом засекает и передает на свой командный пункт.

Вышеуказанные средства ПВО носят защитный характер и поэтому не исключено, что Беларусь будет их поставлять Армении. Но мне кажется, что летательные оружия Минск поставлять Еревану не будет.



- А может ли Беларусь поставить Армении ракетный комплекс «Полонез»?

- Думаю, что нет. Когда Россия поставила Армении «Искандер», то президент Лукашенко был обижен. И с тех пор, эта обида все-таки присутствует, он человек простой в душе. Но обиду он не забывает. Лукашенко считает, что после поставки Армении мощного стратегического оружия обострилась ситуация с НАТО.

На наших границах происходит концентрация войск НАТО. Польша закупает новейшие виды оружия. Лукашенко считает, что «Искандеры» в первую очередь должны были поставить Беларуси. Думаю, что он не будет поставлять Армении летальное оружие такого класса как реактивная система залпового огня, причем дальнего действия.

Но помимо обиды, есть еще и, скажем так, моральное обязательство, может быть даже не написанное на бумаге, перед Азербайджаном. И я думаю, что ради налаживания сотрудничества с одним партнером, белорусский лидер не будет портить связи с традиционным партнером.

- Вы сказали, что «Искандеры» должны были поставить Беларуси в первую очередь, а не Армении. А когда Минск запрашивал у Москвы эти ракетные комплексы?

- В 2005 году я принимал участие на военных учениях и командир ракетной бригады мне рассказал, что есть планы по перевооружению всех ракетных бригад Беларуси комплексами «Искандер» до 2020 года. Причем, эти планы существуют с 2002 года и Беларусь запрашивала с тех самых пор у России эти комплексы и даже включила их в свой план перевооружения, но, как мы видим, до сих пор эти ракеты не поступили на вооружение белорусской армии. Хотя Армения не богаче Беларуси.

- Так в чем же причина? Почему Москва отказалась поставлять Минску «Искандеры»?

- Насколько я знаю, против выступили российские спецслужбы. Они боятся, что разработки ракетного комплекса утекут за пределы страны. Сначала говорили, что российская армия еще полностью не перевооружена «Искандерами», поэтому эти ракеты в первую очередь направляли как бы для внутреннего потребления. По имеющей у меня информации, осталось перевооружить еще одну ракетную бригаду. У российской армии 11 ракетных бригад и только одна бригада остается не перевооруженной «Искандерами».

На последней сессии ОДКБ в кулуарах Лукашенко и Путин обсудили поставки «Искандеров», так как отношения России и НАТО очень ухудшились. Польша собирается закупать комплексы «Пэтриот» и комплексы HİMARS.

Я думаю, что в случае обострения отношений России и НАТО, Лукашенко будет настаивать на получении «Искандеров». И хотя он говорит, что у нас есть «Полонезы», и нам ничего другого не нужно от России, он не откажется от этих ракет.

Кроме того, президент Лукашенко хочет экспортировать «Полонез». Он ездил в Пакистан, на Ближний Восток, и скорее всего, пообещал им «Полонезы».



- В последние годы Армения пассивно участвует в военных учениях, проходящих с участием России и Беларуси. Ереван больше предпочитает участвовать в учениях НАТО…

- В рамках Союзного государства Армению эти учения никак не касаются. В рамках Союзного государства у России и Беларуси есть единые группировки – есть единая группировка ПВО и единая региональная группировка сухопутных войск. Значит, в случае, если на Беларусь будет нападение, то Россия должна в самый короткий промежуток времени перебросить из Западного военного округа подкрепление для нашей армии. Все эти учения как раз и рассчитаны на адекватную возможность реагировать на потенциальные угрозы на наших границах. Армения здесь ни при чем. Она в ОДКБ входит. Там свои договора, а договор о Союзном государстве – это совсем другое. У нас с Россией получается, в определенном смысле, единая армия.

- Армения увеличила свои военные расходы почти на 20%. Говорит ли это о том, что Ереван готовится к новой войне с Азербайджаном?

- Да, это не маленькая цифра, конечно. Но я думаю, что большой войны не будет. Для чего нужна война? Для того, чтобы нанести поражение противнику и продиктовать свои условия, то есть, она должна быть наступательной. Просто для того, чтобы наступать, во-первых, должна быть сильная авиация, во-вторых, должна быть современная артиллерийская система, в-третьих, должна быть современная система ПРО. А у Армении, насколько я знаю, ничего такого нет. И купить все эти вооружения за 100 млн. долларов, которые ей выделила Россия в качестве кредита, Армения не сможет.

Азербайджан, в отличие Армении, оснащается более новыми видами вооружения. Поэтому с точки зрения технического превосходства, преимущество на стороне Азербайджана. И я думаю, что Армения будет пытаться хотя бы немножко сократить это неравенство, модернизировать боевую технику, которая имеется на ее вооружении.

- Постоянное военное присутствие США в Юго-Восточной Европе, примирение с Сербией. Такие тезисы содержит отчет о новой стратегии США на Балканах под названием «Балканы, вперед: Новая стратегия США для региона», опубликованный недавно на сайте Атлантического совета. Если администрация Трампа одобрит этот проект, каковы будут последствия для региона?

- В первую очередь, противостояние России и США усилится. Все дело в том, что идет борьба за Сербию. И Сербия занимает двойственную позицию – она хочет вступить в ЕС, но не хочет вступать в НАТО, потому что опасается того, что отношения с Россией испортятся. И вряд ли Сербии удастся усидеть на двух стульях. Но в пользу того, что сербы не убегут в НАТО, говорит то, что сербы никогда не смирятся с потерей Косова. Им говорят: для того, чтобы вступить в ЕС, надо признать Косово и помириться с албанцами. Я думаю, что этого никогда не будет. Кстати, Сербия участвует в совместных учениях России и Беларуси. К тому же, Россия обязалась помочь Сербии самолетами и танками. И Беларусь тоже обязалась помочь ей поставками модернизированных истребителей МИГ-29.

Основное противостояние – это, конечно, Россия и США. Но если будет война, это затронет и Беларусь.

Сеймур Мамедов


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Беларусь   Полонез   Азербайджан