Кульбиты армянской дипломатии: прокол вместо протокола

2018/03/lopnul-myach_1520067602.jpg
Прочитано: 6102     17:17     03 МАРТА 2018    
Ох, тяжеленький же денек выдался в Армении 1 марта! Тут тебе и годовщина бойни, устроенной 10 лет назад сержико-робиковским тандемом, и парламентские «смотрины» единственного кандидата в президенты страны Армена Саркисяна, с его признанием того, что в Армении дела «не сахар» и клятвенным обещанием покончить с проблемами, и вот под конец - на тебе! - отказ Еревана от протоколов с Турцией, подписанных в 2009 году.

Серж Саргсян так и написал: «Аннулировать процедуру подписания протоколов», «уведомить Турцию». Написал и, наверно, подумал - вот какой я смелый, вот, какой я политически решительный! Но этого ему показалось мало, и под вечер он созвал Совет национальной безопасности страны. Вымотавшиеся после годовщины «1 Марта» и осуществлением контроля, усиленным в этот день за недовольной общественностью, министры-силовики были вынуждены, ворча и скрипя зубами, приехать на своих «членовозах» на «Баграмяна-26», чтобы выслушать речи своего шефа.



Объясняя свое решение, Саргсян заявил, что причиной для него стало «отсутствие какого-либо положительного сдвига со стороны Анкары на протяжении долгого времени в направлении выполнения своих обязанностей».

«Армения сделала все возможное, чтобы не оставить груз налаживания армяно-турецких отношений последующим поколениям. Однако после подписания протоколов на протяжении девяти лет Анкара, возвращаясь к своим безосновательным предусловиям, не только не предприняла какого-либо шага для ратификации протоколов, но и не оставила сомнений, что не собирается осуществлять этот процесс», - уверял членов собнацбеза президент.

Делая «хорошую мину при плохой игре», Саргсян также заверял собравшихся, что «в обоих случаях мы все равно останемся в выигрыше: если удастся наладить отношения, то это будет исходить из интересов двух народов, если не получится, то международное сообщество убедится в том, что причины следует искать в ином месте, а не в действиях Армении».

Справедливы ли упреки Сержа Саргсяна в адрес Турции?

Начнем с того, что тогда, в 2009 году, Анкара не горела желанием подписывать договор с Ереваном, а сделала это под давлением международного сообщества. Да и над душой Эдварда Налбандяна тогда стояли большие дяди и тети, твердившие: «Подписывай, Эдвард».

Подпись тогдашнего министра иностранных дел Давутоглу ничего сама по себе не значит. Договор надо было ратифицировать парламентами двух стран. А Турция - это не Северная Корея и не Армения, там демократия есть, плюрализм, различные мнения по тому или иному вопросу. И в турецком парламенте присутствуют очень разные силы. Далеко не все из них жаждали открытых границ с Арменией, так как это, во-первых, затронуло бы память предков, во-вторых, испортило бы отношения с третьими странами, в частности, с Азербайджаном.

Да и в самой Армении не стремились к подписанию этих протоколов. Кто-то из армянских политологов высказал следующую мысль: «Как бы это странно ни звучало, но вся надежда на турецких националистов, которые бы заблокировали в парламенте протоколы». Буквально на следующий же день в Ереване прошли митинги с осуждением Цюрихских протоколов. Представители армянских шовинистических кругов требовали «покаяния» Турции, а то и «возврата» восточной Анатолии, именуемой ими «Западной Арменией»!




Будем откровенны, обе стороны были, по сути, принуждены к подписанию этого документа, а их общественности не были готовы принять это. Запад и Россия хотели найти точки соприкосновения после августа 2008 года, где они столкнулись лбами год назад, и провести совместную миротворческую операцию на Южном Кавказе, но, как видим, не вышло.

Можно ли предъявлять претензии официальной Анкаре? Если да, то лишь в том, что она, поддавшись миротворческому духу «футбольной дипломатии», вообще села рассматривать эти протоколы.

Кроме того, власти Турции, подписывая договор с Арменией, должны были четко понимать, а что подразумевается, собственно, под территорией Армении? Иначе говоря, где заканчивается Армения? Ведь до сих пор в этой стране находятся люди, утверждающие, что «Карабах - это Армения». Буквально вчера бывший «министр» иностранных дел сепаратистского образования на территории Азербайджана Карен Мирзоян был назначен на должность советника министра иностранных дел Армении. Иностранец получил работу в МИД Армении - это же нонсенс! То есть граница - и географическая, и экономическая, и психологическая, между собственно Арменией и оккупированными территориями Азербайджана для правящей в Ереване клики весьма условна.

В тексте подписанного в Цюрихе «Протокола о развитии двусторонних отношений» говорится об условии открытия границ и создании межгосударственной комиссии:
«Подтверждая свою приверженность мирному урегулированию региональных, межнациональных конфликтов на основании принципов Международного права;
Подтверждая свою готовность активно поддерживать действия международного сообщества, направленные против таких угроз стабильности и безопасности в регионе и мире, как терроризм, наднациональная организованная преступность, незаконная торговля наркотиками и оружием...».

Так вот, принципы международного права - это когда одно государство не захватывает территорию другого. А то, что армянская армия находится на территории Азербайджана, это и есть «терроризм, наднациональная организованная преступность». Да, Баку в какой-то момент выразил свое недовольство Анкаре. Но, по сути, не потребовал чего-то нового, а лишь призвал более внимательно почитать и осмыслить то, что сказано в этих документах.

И совсем непонятно, о каком «выигрыше» говорит Серж Саргсян. О каком «голе, пропущенном Турцией в ее ворота», говорит вице-спикер Эдуард Шармазанов? Армения уже в проигрыше практически после развала Советского Союза, и «мяч», если уж говорить футбольными терминами, «лежит» в ее воротах, даже не выкатываясь оттуда. Об этом говорят бесстрастные демографические показатели. Чего добилась отменой протоколов Армения? Типа закрыла «дорогу жизни» для Турции? Да эта «дорога жизни» и сейчас существует - через Грузию. Только не для Турции это «дорога жизни», а для Армении - именно армяне ездят в Турцию на заработки, порой не совсем легальные. Эрдоган около двух лет назад приводил цифры, согласно которым в Турции нелегально трудится около 50 тысяч граждан Армении.

Была бы открыта эта граница - армяне могли бы ездить в Турцию непосредственно, а не через территорию третьей страны. Турки же к Армении не проявляют особого интереса, даже туристического. Ну, разве что один турецкий депутат приехал недавно. Гаро Пайлян его звали.

Турция торгует с Европой, Африкой, Россией, Украиной, арабским миром, странами Южного Кавказа и Центральной Азии. Может ли похвастаться такой же свободой торговли и разнообразием товарооборота Армения? Есть ли в Армении какая-то промышленность кроме рудников, убивающих окружающую среду?

Армения расторжением этих протоколов ограничила не Турцию, а себя. Помните, как волк в мультфильме «Волк и заяц», полный энтузиазма, заделал кирпичами брешь в стене, полагая, что замуровал зайца. А оказалось, что замуровал себя. Вот примерно то же и с Арменией.



Протоколы на момент их высокопарного аннулирования Арменией были и так мертвы, и к чему вся эта помпезность с их расторжением?

Вы обратили внимание на молчание МИДа Турции, ее первых лиц? А знаете, почему? Потому что для Анкары эти документы были уже давно мертвы. Это на Баграмяна-26 суета, а в Турции все тихо. Там этого демарша Еревана даже и не заметили.

И кстати, очень примечателен день, когда Серж Саргсян решил расторгнуть протоколы. Это был последний день, фактически, когда он был в стране единственным президентом. Ведь сейчас в Армении два президента - действующий - Саргсян и еще не вступивший в должность, избранный для новой конституционной системы, Армен Саркисян.

То есть, поставить точку в девятилетнем процессе он решил именно перед самым занавесом. Для чего? Для того, чтобы избежать ответственности, прежде всего, моральной. Да, то, что он будет избран премьером, можно сказать, решенный факт. Но надолго ли его хватит? Что-то мне подсказывает, что вся эта чехарда с постами президента и премьера - некое промежуточное состояние, чтобы дать возможность Саргсяну выйти из игры. Как пелось в песенке про Козлодоева, «он стар, он желает в сортир». Как я уже писал, поколение полевой «аристократии», а вернее, криминально-сепаратистской олигархии будет все более вытесняться. Вот перед сменой вывески в своем кабинете Серж Саргсян решил сделать, как ему кажется, эффектный ход. Но эффектный - отнюдь не значит эффективный.

Октай Яхьяев


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: