Как устроена построенная СССР подземная база албанского военного флота

18_05_25_1527230422.jpg
Прочитано: 3022     15:00     25 МАЯ 2018    
Вскоре после Второй Мировой Войны Албания провозгласила себя социалистическим государством, передает Armiya.az со ссылкой на ridus.ru.

Лидер албанских коммунистов Энвер Ходжа любил и уважал Сталина, поддерживал СССР в послевоенной внешней политике, при этом не забывая про просьбы товаров и кредитов. И Советский Союз, взялся всячески помогать молодому коммунистическому режиму. Не обошлось и без военного строительства.

База флота Пашалиман, что находится близ города Влёра, была построена в значительной степени советскими специалистами. Туда же были переведены двенадцать советских подводных лодок проекта 613, на которых служили и обучались смешанные экипажи.

Обсуждался даже проект огромного, трех с половиной километрового туннеля, насквозь полуострова Карабурун и размещения в нём значительной части флота. Разумеется, СССР старался не только ради албанцев.

Отличное передовое место базирования на Средиземноморье было весьма привлекательно в условиях холодной войны.

Через некоторое время после смерти Сталина, Хрущёв начал кампанию по десталинизации и развенчиванию культа личности. Энвер не принял этого и отношения между странами начали постепенно портиться.

В марте 1961 года Албания отказалась передавать военно-морскую базу Пашалиман под управление главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами Варшавского договора. К лету восемь советских подводных лодок покинули базу и у албанцев осталось лишь четыре (лишь те, у которых были албанские экипажи). К тому моменту Албания уже была готова к разрыву всех отношений, включая дипломатические с СССР (что и произошло позже) и начала переориентироваться на Китай.

Это была небольшая историческая справка и показ расстановки сил на начало периода, о котором пойдёт мой рассказ. Суть в том, что Албания, после ухода СССР, начала строительство другой военно-морской базы, на этот раз подземной в местечке Порто-Палермо. Информации, а тем более исторических сведений, по этой тематике весьма мало в Интернете, а та, что находится, исключительно на албанском языке, что усложняет поиск и перевод.



Подземная военно-морская база в Порто-Палермо была задумана премьер-министром и министром обороны Албании Мехметом Шеху. Внутри планировалось размещение ракетных катеров, которые должен был поставить Китай.

В найденных мною источниках имеется определённое разночтение. Одни из них говорят о катерах с четырьмя торпедами, другие о ракетных катерах. Исходя из состава китайского флота того времени, я склоняюсь к тому, что все-таки имелись ввиду ракетные катера, а именно советская разработка проекта 205, которые производились в Китае по лицензии. Эти катера несут на борту по четыре противокорабельные ракеты.

Базу начали строить в первой половине 60х годов. Строительство, согласно албанским источникам, продолжалось около 20 лет, что достаточно много. Например, похожую по конфигурации и объёмам выработок подземную базу в Крымской Балаклаве строили 8 лет. Но, с другой стороны, не стоит сравнивать производственную и научную мощь СССР и Албании. К тому же, объект в Порто-Палермо могли строить с перерывами или этапами (например, сперва пройти основной туннель, а лишь после арсенал) которые и растянулись на два десятилетия. Интересная деталь — внутри нет дембельских надписей раньше 84 года, что косвенно указывает на сдачу объекта в начале 80х годов.

Смуту вносит некий внутренний документ от 21 декабря 1951 года из архива ЦРУ, в котором говорится о том, что убежища для подводных лодок в Порто-Палермо начали строить в 1950-ом при участии советских специалистов и готовы скоро закончить.

Но возникает вопрос — как они могли построить его за два года, когда Балаклаву строили восемь лет? И зачем там вели строительство, если сооружение базы в Пашалимане началось лишь в конце 1957 года, а в начале 50х никаких подлодок у албанцев и в помине не было. Замечу, что в документе не говорится о том, что убежища подземные, а время войны немцы строили бункера для своих подлодок в виде бетонных коробок.

Разведка докладывает, что «лишь иное место подходит для строительства укрытий для подводных лодок в районе Порто-Палермо. Наблюдатели сообщают, что природные пещеры были расширены, но причина этого не определена». И далее идет комментарий о том, некто считает, что несмотря на слухи о убежищах для подлодок по всему албанскому побережью, они скорее всего находятся лишь (перечисляются места, включая наше). А слухи преднамеренно фабрикуются албанцами."

Исходя из всего этого, могу предположить вывод, что Порто-Палермовское сооружение никак не существовало в начале 50х годов, а лишь привиделось некоторым американским агентам.

Итоги истории с уже построенным сооружением весьма печальны, ведь поскольку в конце 70х годов Албания поссорилась и с Китаем, то ракетные катера она так и не получила. Однако, албанские подводные лодки всё же побывали внутри сооружения. С июня 1986 по март 1987 года они базировались внутри — их перегнали туда с базы Пашалиман. Причина перевода была политическая. Правительству страны нужно было хоть как-то оправдать строительство сооружения.

Теперь поговорим о устройстве самой базы. Для начала схема для общего понимания.





Признаюсь, что мне не удалось сделать точные замеры. Но на стенах местами встречаются пикетажные отметки, согласно которым длина канала составляет около 630 метров. Глубина канала не большая — видно дно. Техническая справка: осадка ракетного катера проекта 205 — 2.6 метра и ширина 7.6 метров, а у подводной лодки проекта 613 — средняя осадка 4.5 метров при ширине 6.64 метра). Туннель водного канала совершенно прямой. С одной стороны с ним сопрягается (посуху) арсенал и командно-технический блок. Никаких вентиляционных или эвакуационных стволов нет.

Несмотря на двадцатилетний срок строительства, полностью базу так и не построили. Внутри значительное число не завершённых заделов, а одни внутренние ворота даже не устанавливали. На 2018 год внутри почти полностью отсутствует оборудование, хотя на снимках 2010−2012 года видны дизели, щитовые и многое другое.

Разберём конструкцию базы более подробно, начав с южного портала. Портал выходит в бухту, рядом на берегу выстроена наземная инфраструктура базы. Формально, база действующая, но фактически она брошена — отсутствует вменяемый периметр, большинство зданий пусты и разграблены. Из кораблей швартуются катера береговой охраны. Ниже привожу фотографию южного портала.



Вход в подземный канал перегорожен железобетонными двустворчатыми воротами, причем нижняя секция у них отсутствует и в сооружение можно заплыть, как говорится, вручную.



Толщина ворот сантиметров с тридцать, они висят на петлях и приводились в действие стальными тросами, пропущенными через серию шкивов. Запоры ворот не закрыты, но приваренная сверху стальная балка не даёт им открыться. Тросы тянула лебёдка, установленная в боковой нише (сохранившаяся лишь в северной части сооружения).



Сразу за воротам по сторонам канала начинались бетонные пешеходные бортики с периодическими нишами с кнехтами. Так же уходят ответвления (по одному с каждого их концов канала) в серию небольших петляющих блоков, заканчивающихся закрытыми гермодверями аварийными входами. Петляние блоков обусловлено необходимостью гашения ударной волны при возможном взрыве снаружи.



Продолжим движение вдоль канала. Тут должны были быть смонтированы ещё одни защитные ворота, перекрывающие весь канал. В своде сделали характерную арку-направляющую, прошли нишу под лебедку и установили крепеж для блоков. А с противоположного конца тоннеля задела под вторые ворота нет.

Наверное, это связано с тем, что в случае военных действий удар бы пришёлся по бухте, по наземным сооружениям базы, а именно к ним выходит южный портал. Именно поэтому со стороны наиболее вероятной атаки планировали установить дополнительные защитные ворота.

Ходок, уходящий в сторону я не исследовал, но по некоторым данным он не тупиковый и ведёт наружу.



Через несколько десятков метров, высота свода канала увеличивается в два раза, организуя рабочее пространство для подъёмного крана-балки. Кран ездил по двум направляющим вдоль оси канала и сохранился до настоящего времени в отличном состоянии.



Кроме крана внутри смонтирована железобетонная трапеция для проведения погрузочно-разгузочных работ инесколько неглубоких боковых ниш, в которые уходят её «ноги». Железобетонная конструкция не упирается в свод канала, между ними есть небольшой промежуток. Поэтому эта конструкция не опора для усиления свода. В верхней части трапеции из бетона выступают закладные для монтирования перегрузочных устройств. Возможно, что тут планировалась установка полиспастов для подъёма катеров из воды для обслуживания винтов и днища. Самое красивое место в сооружении, по моему мнению.



На дальней границе действия крана, по одному из бортиков начинается узколейка. По ней из арсенала должны были подвозить боеприпасы. Для удобства приёма изделий на погрузку, бортики здесь поднимаются на полтора метра вверх. Свод же, наоборот, понижается, но не до прежней высоты.



На противоположной стороне канала узколейки нет, а бетонный бортик становится стальным навесным мостиком. К сожалению, металл мостиков по всему сооружению очень изъеден, местами отсутствуют опоры и есть большой риск его обвала.




Двигаемся дальше. Через несколько метров после начала узколейки, вправо уходит ответвление к арсеналу. Но о нём я расскажу позже. Узколейка продолжает свой путь и через некоторое расстояние (примерно середина туннеля) блок расширяется влево. В пространстве между бортом и дальней границей свода возведен двухэтажный дом-мастерская.



Первый этаж это большой одно объёмный зал с остатками станков. Второй этаж коридор и кабинеты по обе его стороны. Между этажами можно перемещаться по лестнице или через вертикальную шахту. Кроме этого, на первом этаже в сторону уходят один малый и один достаточно крупный блок, в котором сохранились остатки оборудования.



Тут я остановлюсь на занимательной особенности албанской военки, а именно обделке бетонных сводов. Львиная доля их сооружений стоит в простом бетоне, со следами строительной опалубки, но в отдельных местах бетон обделан цветным пластиком, листы которого достаточно плотно подогнаны. Вряд ли дело в эстетике, скорее всего это бюджетный вариант металлоизола.

Обратите внимание на снимок блока — дембельские надписи нанесены прямо на бетон, а края пластика под сводом оборваны. Вряд ли моряки лезли под листы и писали годы службы под ними. Уверен, что пластика не было и при жизни объекта — под потолком был, а на стены пожалели. В дополнении фотография с примером полной обделки пластиком с другого албанского объекта.



Вернёмся к каналу и продолжим путь. После блока с домом, тоннель возвращается в обычной ширине. Тут смонтированы две направляющие для крана, но сам кран не установлен. Возможно, что импровизированный мостик перекинутый через канал когда был или должен был стать частью того самого крана.



Немногим далее тоннель опять уширяется влево. На этот раз там просто вода — тут могли разойтись два корабля. В стене пройдено две неглубокие ниши. Из-за гнилых пешеходных мостиков это самое труднодоступное место в сооружении.



Далее по тоннелю аналогичный блок с краном. Кран присутствует, но бетонной трапеции нет, хотя боковые ниши под опоры пройдены. У границы блока заканчиваются рельсы узкоколейки. В торце перепада высоты свода видна тёмная овальная забутовка — это выход строительной штольни через которую раскрывали блок. Аналогичная есть и на южной стороне.



После этого тоннель идет до северного портала, упираясь в плотно запертые ворота, уходящие под воду. Свободно проплыть под ними уже не получится. Более того, ворота обшиты металлом.



Вид северного портала и ворот снаружи.



Отдельно стоит упомянуть достаточно крупные заделы боковых блоков находящиеся после кранов. Доступ к ним возможен лишь через железные мостки, что крайне усложняет исследование. В один мы смогли зайти, другой сфотографировали с противоположного берега.



Теперь пройдем в транспортировочную штольню с узколейкой. Она уходит в сторону от канала под острым углом и вскоре выходит в блок с разворотным кругом.



Справа к нему примыкают несколько боковых помещений. Если продолжить движение вперёд, то попадаешь в командно-технический блок в котором, по стороне одной стороне от штольни, расположено множество комнат. В дальнем конце блока находится выход из горы, отделённый бетонными гермозатворами. Блок с разворотным кругом достаточно длинный и по большей части является торпедным (ракетным) арсеналом. Обделан пластиком, разделен по длине на две секции. Кроме того, на старых фотографиях видны торчащие из стен стеллажи для торпед или ракет. Ныне все стеллажи срезаны на металл.



Примерно посередине торпедного хранилища, направо уходит ещё одна штольня. Она выходит в помещение ещё одно арсенала (возможно минный арсенал). Здесь обделка цветным пластиком самая выдающаяся, очень напоминающая 3D-развертку для текстурирования. Под потолком небольшой кран. В дальнем конце арсенала выход из сооружения на поверхность. Иным способом сюда можно попасть по транспортной штольне, что уходит вбок перед командно-техническим блоком.





Будущее подземной базы туманно, ведь как фортификации подобные сооружения потеряли актуальность ещё в 70-е годы прошлого века. В 2010 году дизайнерскому бюро Элизабеты Террагни было поручено разработать дизайн-проект превращения старой базы в музей.

Некоторые итоги работы можно изучить на сайте дизайнерского бюро.

Особый интерес представляет страница старых фотографий, на которых видно некоторое оборудование. Ниже привожу фотографию современного состояния этого помещения.



Летом 2016 года в множество интернет изданий, включая российские, опубликовали заметку о том, что музей откроют в 2017 году. Однако, как вы уже догадались, ничего подобного не произошло.

Но вряд ли базу будут использовать в будущем по-назначению и её превращение в музей весьма вероятно.



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: