Карабахский капкан: вслед за Сасуном здравомыслие приходит и к другим армянам?

2018/12/1-1544526079.jpg
Прочитано: 12957     15:03     11 ДЕКАБРЯ 2018    

Видал, Сасун! - не без изумления вырвалось у меня, когда я прочел вчера список рейтинговых кандидатов от блока «Мой шаг», набравших наибольшее число голосов. Напомним, что этот блок, во главе которого выдвигался и.о. премьер-министра Никол Пашинян, одержал убедительную победу на прошедших в воскресенье внеочередных парламентских выборах.


Бывший боевик, воевавший в Карабахе, а в годы правления Сержа Саргсяна - политзаключенный Сасун Микаелян набрал 31739 голосов. Не странно ли, откуда такая поддержка у весьма скромного в политической жизни политика, в последние годы ничем о себе не напоминавшего?

Поразмыслив, я начал понимать секрет успеха Микаеляна. Если помните, около двух недель назад политик заявил, что «победа народа в революции важнее карабахской освободительной войны», что вызвало негодование в кругах армянской военщины и карабахского клана. Многие даже предлагали перестать считать его своим собратом по оружию. Ну и что?...

Острый на язык бывший боевик доказал, что народ верит ему, а вовсе не побасенкам политиков, которые паразитируют на былой временной, по сути, пирровой, победе армянской стороны в войне за Карабах. Он доказал, что место этих политиков - свалка истории, тем более многие из них к этой победе «примазались», приписав себе несуществующие подвиги.

Армянский народ, конечно же, не решился высказать это открыто, но многие в стране понимают, что одной из причин их неудач является нерешенность Карабахского конфликта. Страна «застряла» в проблеме, которую создали для нее политические элиты 80-90 г.г. прошлого века. Признать это в открытую - значит, навлечь на себя гнев националистов. Но потому голосование и бывает тайным, что никто не знает, как избиратель проголосовал в кабинке и, самое главное, почему. Однако все тайное становится явным, и, как мне кажется, именно недавнее резкое высказывание Сасуна, поплывшего, что называется, «против течения», и сыграло значительную роль в его победе.

Почему же у армян - пока еще не у правящей верхушки, а у простых обывателей - начинает включаться благоразумие? Причин тут несколько.

Во-первых, армянское общество устало от правления карабахского клана, наиболее яркими представителями которого были Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Этот клан никогда не любил Армению и относился к ней, как к источнику наживы: выкапывал рудники, строил хвостохранилища, отравляющие окружающую среду, вырубал леса, не решал проблему зоны бедствия, создавшуюся на севере страны из-за Спитакского землетрясения. Одной из причин «бархатной» революции были как раз-таки именно клановые, земляческие противоречия.

Во-вторых, Карабахский конфликт вверг Армению в ситуацию, при которой страна оказалась, по сути, в блокаде. Транспортные, энергетические потоки региона обошли Армению стороной, не принеся ей ни доллара дивидендов. Годы правления карабахского клана обернулись чудовищной экономической и политической зависимостью от России. Понимание зарубежными инвесторами, пусть даже это были и представители диаспоры, того факта, что в любой момент страна может оказаться на грани войны, заставляло их скептически смотреть на Армению.

В-третьих, полувоенная ситуация, в которой находилась эта южнокавказская республика с момента обретения ею независимости, вынуждала бросать огромные деньги на «оборонку», причем оружие приходится покупать в рассрочку, как, например, последний ноябрьский кредит в размере 100 млн. долларов, выданный Россией.

В-четвертых, война берет свою дань не только деньгами, но и кровью. Все эти годы на передовой линии гибли молодые парни, которых клан превратил в «пушечное мясо». Апогеем потока цинковых гробов в Армению стала, конечно же, Апрельская война 2016 года.

В-пятых, постоянное осознание опасности создало нездоровую психологическую, нервозную обстановку. Когда экс-министр обороны страны Виген Саркисян стал внедрять концепцию «нация-армия» и забривать в солдаты даже студентов, прерывая учебный процесс, стало ясно - верхи Армении рассматривают свой «многострадальный» народ лишь как «пушечное мясо». Многие армяне уезжали из своей страны, именно опасаясь за судьбу своих подрастающих детей.

«Ах, милый, если б не было войны!», - возникла мысль в мозгу у многих армян, которые смотрели на то, как развиваются страны региона - та же Грузия, ненавистные им Азербайджан, Турция. Многие из них стали понимать, что страна оказалась в капкане, пойдя за проходимцами из Карабаха. В таком положении можно жить год, два, пять, но не четверть же века!

И Сасун Микаелян неожиданно озвучил то, что многие рядовые армяне «понимали, но боялись сказать», и эта его смелость, дерзость и стали той причиной, по которой бывший полевой командир снискал симпатию избирателей.

Конечно, было бы ошибкой преувеличивать проснувшееся благоразумие как у С. Микаеляна, так и у армянского общества, и еще большей ошибкой было бы пускаться в пацифизм и ждать, что они нам с извинениями вернут оккупированные территории. Но очевиден факт если не осмысления плачевной реальности, то начала «брожений» в национальном сознании армян, начинающих догадываться, к чему их привела карабахская авантюра.

Октай Яхьяев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: