Наше наступление 5 января 1994 года ввергло армянскую армию в панику - ПОЛКОВНИК РАМАЛДАНОВ

2019/01/26167-1546669043.jpg
Прочитано: 9100     10:24     05 ЯНВАРЯ 2019    

Как уже сообщал Armiya.az, сегодня исполняется 25 лет со дня проведения Горадизской операции, которая по праву занимает особое место в истории Карабахской войны. Ведь именно Горадизской операцией Азербайджанская Армия вернула себе волю к победе. В четвертьвековой юбилей Горадизской операции редакция представляет вниманию читателей интервью с бывшим командиром бригады, дважды кавалером ордена «Азербайджанское знамя», полковником запаса Шаиром Рамалдановым. Отметим, что именно Ш. Рамалданов командовал операцией по освобождению Горадиза.


- Господин полковник, какая ситуация сложилась на линии фронта к началу зимы 1993/1994 года?

- Начну с того, что в 1993 году ситуация как в республике, так и на фронте сложилась довольно тяжелая. Армянская армия оккупировала обширные территории в Карабахе. В обществе царили упаднические настроения, все труднее становилось осуществлять военные призывы в армию. Да что там, наша армия была подавлена постоянными отступлениями, политическими играми бездарных властей, у нее не было ни поддержки со стороны руководства страны, ни дисциплины, ни боевого порядка.

Однако после возвращения к политической власти в Азербайджане Гейдара Алиева и его известного обращения к народу в связи с обстановкой в Нагорном Карабахе, ситуация стала стремительно меняться в лучшую сторону. Народ Азербайджана откликнулся на обращение Гейдара Алиева. Началась очередная волна мобилизации, причем, на сей раз мобилизационный состав, который поступал в воинские части, и его настроения, разительно отличались от всего того, что было ранее. Самое главное, что сразу же бросалось в глаза, в частности, мне, как командиру, у людей появилась вера в политическое руководство и в нашу армию.  

В таких условиях мы начали подготовку к зимней кампании. Причем, сразу в трех направлениях фронта – в Муровдаг-Кельбаджарском, Тертер-Агдеринском и Бейлаган-Физулинском. В первом направлении подразделениям Азербайджанской Армии удалось дойти до села Яншаг, но из-за того, что операция не была досконально продумана и просчитана, дальше продвинуться войскам не удалось. В Агдеринском направлении нашей армии также поначалу сопутствовал успех – удалось освободить город Агдере, однако в силу того, что подкрепление так и не подошло, удержать город не удалось. Спустя сутки, значительно превосходящие силы противника вновь заняли Агдере. 

В Физулинском направлении, наступлением в котором командовал я, нам удалось добиться успеха. Мы продвинулись вперед на 25-30 километров, освободили 22 населенных пункта, в том числе, стратегически важный поселок Горадиз, а также село Джоджуг Марджанлы Джебраильского района.

- Почему же операция именно в этом направлении стала самой успешной?

  - Потому, что она была уникальной. Это была молниеносная операция, которая застала врага врасплох. Мы сразу же отбросили классический, шаблонный вариант наступления. Нет, мы провели соответствующие разведывательные мероприятия и в ночь с 4 на 5 января, воспользовавшись коридором, который мы смогли «прорубить» в обороне врага, три группы в составе 400 наших бойцов проникли в тыл противника. У них было несколько задач. Прекрасно зная тактику армян, которые не держали основные силы непосредственно на переднем крае фронта, предпочитая сосредотачивать их на определенном удалении, мы поставили задачу нашим бойцам проникнуть в тыл противника. Одной группе предстояло занять высоту в селе Беюк Бехменли. Другой группе было приказано взять под контроль высоты на дороге Горадиз-Шукюрбейли. Третья группа должна была овладеть высотами непосредственно возле станции Горадиз. То есть, их главная задача заключалась в предотвращении подхода резерва и маневренных групп противника на этих участках. Со своей задачей бойцы справились прекрасно. Кстати, бойцы, просочившиеся в тыл противника, были в основном из местного населения, поэтому они прекрасно ориентировались на местности, знали каждую тропинку, каждое деревцо.

И когда утром 5 января началось основное наступление, противника охватила паника, он был полностью дезорганизован. Во-первых, армяне неправильно оценили обстановку. Они не думали, что наступление Азербайджанской Армии начнется именно на этом участке фронта. Во-вторых, это была рискованная операция. У меня не было достаточно сил и средств для успешного наступления. Наши склады были практически пусты, у нас не хватало боеприпасов и военной техники. Даже средств связи не хватало. И, тем не менее, несмотря даже на то, что в этом направлении фронта противник около четырех месяцев возводил оборонительные сооружения, так сказать, глубоко окопался, нам в считанные часы удалось прорвать его оборону. Скажу так – то, что нам это удалось, уникально. Уникально еще тем, что у нас были минимальные потери. Несмотря на то, что главный удар наносился силами нашей бригады (с флангов поддержку в наступлении нам оказывали подразделения МВД и бригада, которой командовал Ровшан Акперов), в тех боях мы потеряли 17 человек убитым и 43 раненными.

- Почему не была предпринята попытка развивать наступление вглубь Физулинского района?

- За 2 дня мы выполнили поставленную перед нами Верховным Главнокомандующим задачу. Что же касается вашего вопроса, то, как я уже отметил выше, у нас не было ресурсов и резервов для дальнейшего наступления. Если бы в тот момент у нас были бы соответствующие силы, то мы могли освободить не только Физули. Тем более, когда противник немного пришел в себя от шока, то он стал подтягивать в нашем направлении крупные силы. И тогда уже у нас появилась необходимость вести оборонительные бои. Но отбросить нас назад у армян не получилось. Я обратился к министру обороны с просьбой нанести удары с воздуха по основным силам противника. Но министр ответил, что у него таких ресурсов нет.

Тогда я напрямую обратился к Верховному Главнокомандующему. Гейдар Алиевич внимательно выслушал меня и сказал: ждите! Прошло немного времени и прибыли авианаводчики, а вскоре по местам скопления противника был нанесен мощный авиаудар, который поставил крест на попытках выбить нас из занятых позиций.  В результате авиаударов враг только убитыми потерял свыше 500 человек. И это говорим не мы, эту информацию мы получили из радиоперехвата.

 - Армянская пропаганда на протяжении 25 лет пытается утверждать, что Горадизскую операцию якобы проводили афганские моджахеды. Цель этой пропагандистской уловки понятна – показать, что азербайджанский солдат не может воевать, и что армяне побежали в результате ударов со стороны афганцев. И поэтому вопрос к вам, как к человеку, руководившему операцией – были ли в составе вашей бригады афганцы?

- Лучше азербайджанского солдата никто за Карабах, за нашу Родину, воевать не будет. Когда я возглавил бригаду, то на нашем довольствии находилось 1800 афганцев. Они занимались всем, чем угодно, но только не воевали. Я направил их освобождать село Ашагы Сеидахмедли, но они так и не справились с этой задачей, хотя село небольшое и просматривается со всех сторон. Освобождать село пришлось нашим бойцам.

- Бытует мнение, что к весне 1994 года армяне полностью выдохлись, а вот Азербайджанская Армия, наоборот, закалилась в боях, стала набирать силу, была готова развивать наступление по всей линии фронта. Поняв, чем это им грозит, армяне обратились к России с просьбой о содействии в заключении соглашения о режиме прекращения огня. Вы согласны с этим мнением?

- Частично согласен. К 1994 году Азербайджанская Армия действительно воспрянула духом, вырос ее боевой потенциал. Но у страны тогда не было достаточно ресурсов для ведения боевых действий. Одним духом боевые действия не ведутся.

Что же касается Армении, то у нее действительно больше не осталось сил для ведения войны. Как я уже говорил выше, только в течение одного авиаудара они потеряли свыше 500 человек убитыми. Это были самые крупные потери армян за годы Первой Карабахской войны. Скрыть их Ереван не смог. И тогда в армянском обществе началась паника. Родители и близкие погибших армянских солдат даже дошли до Физули, где у них произошла стычка с военными. Армяне также понимали, что во главе Азербайджана стал опытнейший политик Гейдар Алиев и что его возвращение к власти воодушевило азербайджанский народ. В таких условиях неудивительно, что армянская сторона обратилась за посредничеством в содействии заключения соглашения о режиме прекращения огня.

Бахрам Батыев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: