Диверсанты хотели уничтожить наши вертолеты, чтобы они не достались Азербайджану - ЭКСКЛЮЗИВ

2019/03/28fcb-1552477849.jpg
Прочитано: 10277     12:15     13 МАРТА 2019    

ВВС Азербайджана по праву по своему количественному и качественному составу на данный момент являются сильнейшими на Южном Кавказе и одними из лучших на постсоветском пространстве. В них есть и истребители (истребители-бомбардировщики) МИГ-29, и штурмовики Су-25, и бомбардировщики Су-24, учебно-боевые и тренировочные самолеты, многочисленные боевые вертолеты. Огромным плюсом являются прекрасно подготовленные кадры – пилоты, прошедшие отличное обучение в лучших военно-воздушных училищах и академиях Азербайджана, России, Турции, Украины, а также закаленные в боях в годы Первой Карабахской войны. Сегодня ВВС Азербайджана – это грозная сила, способная надежно защитить небо над страной.


Однако так было не всегда. Все мы помним первые годы независимости Азербайджана, когда боевая авиация страны только-только начала формироваться. И, тем не менее, сотни граждан Азербайджана изъявили желание служить в армейской авиации и принять активное участие в отражении агрессии Армении против нашей страны.

Одним из них был наш сегодняшний собеседник – майор ВВС Азербайджана Радик Максимов, с которым мы встретились на одной из военных баз.

- Господин майор, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы оказались в рядах Вооруженных сил Азербайджана?

- Я родился 8 марта 1971 года в тогдашней РСФСР, в городе Саратов, в семье военного врача. Отец служил 5 лет в ГДР, потом, поскольку он был специалистом по лучевым болезням, была служба на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне в Казахстане. После Казахстана был Грозный, затем в 1986 году нашу семью перевели в Азербайджан. В 1989 году уже из Азербайджана я призвался в Советскую Армию, служил пограничником.

После демобилизации в 1991 году я застал распад СССР, уже вовсю полыхал Карабах. Я не мог оставаться равнодушным наблюдателем и уже тем более, уехать из Азербайджана, который стал для меня новой Родиной. Я видел гостеприимство азербайджанского народа, видел его боль, я делил хлеб с азербайджанцами и не мог просто уехать отсюда в трудную для страны минуту. Поэтому и решил записаться добровольцем в только-только создаваемую Национальную Армию Азербайджана, о чем никогда и ни на минуту не сожалел. Сначала служил небольшой промежуток времени в батальоне специального назначения под командованием Виктора Мудрака (в/ч 778). Затем была служба в батальоне охраны.

В один из дней прапорщик Таир Багиров – будущий Национальный герой – сообщил о том, что в Национальной армии формируется вертолетная эскадрилья. Уже с февраля 1992 года я принимал активное участие в охране перегнанных из Сангачала в Забрат военных вертолетов. Там же и познакомился с легендарной четверкой военных пилотов – Евгением Карловым, Сергеем Сенюшкиным, Сергеем Туваевым и Алексеем Шваревым.

Кстати, хочу рассказать один эпизод. Боевые вертолеты перегнали в Забрат и скрыли их среди старых, уже списанных гражданских вертолетов, чтобы советско-российские военные их не обнаружили. Я выходил на боевое охранение со своей собакой – немецкой овчаркой, которую привез с собой в Баку со службы в пограничных войсках СССР. И благодаря отменному чутью собаки нам удалось предотвратить диверсию против первых боевых вертолетов Национальной армии. Как оказалось, диверсанты проникли на территорию Забратского аэродрома и заложили взрывчатку под вертолеты, чтобы они взорвались и не достались Азербайджану. Но их планам не суждено было сбыться. 

Вскоре я стал летать в качестве бортового стрелка у Евгения Карлова. Вместе мы вылетали в Карабах и принимали активное участие в защите территориальной целостности Азербайджана. Также мы на вертолетах Ми-24 прикрывали гражданские вертолеты, которые осуществляли эвакуационные мероприятия на различных участках фронта.

- Как вы стали пилотом?

- Заместитель командира полка Закир Юсифов (Национальный герой Азербайджана) сообщил, что под руководством Алексея Шварева и Гусейнджана Азимова будет организована летная школа (Центр учебной подготовки летчиков) по ускоренной подготовке военных пилотов. Закир Юсифов взял с меня слово, что я обязательно пойду учиться на пилота. После его трагической гибели в ходе боев в Губадлинском районе я вспомнил о своем обещании. Так в ноябре 1992 года я оказался в этой школе. Я не только учился, но и одновременно вылетал на боевые задания в качестве бортового стрелка.

Первый выпуск курсантов (ноябрь 1992 – март 1994) стал костяком ВВС Азербайджана, принимавшим самое активное участие в отражении армянской агрессии против Азербайджана. Хочу особо отметить, что во времена СССР при выпуске пилотов рассчитывали, что до пенсии доживёт 60% выпуска. А в нашем первом выпуске – 100% пилотов выжили! Причем, в условиях боевых вылетов в Карабах. Считаю, что в этом огромная заслуга Алексея Шварева и Гусейнджана Азимова.

- Сколько всего боевых вылетов вы выполнили?

- Свыше 150 боевых вылетов в зону конфликта. Вертолеты порой возвращались на базу буквально изрешеченные, пробитые. Здесь их быстро латали и мы снова вылетали на боевое задание.

- Как вы оцениваете текущий уровень подготовки армейской авиации Азербайджана?

- Вы знаете, и в годы Первой Карабахской войны наши пилоты были на высоком уровне. Сейчас же, могу это уверенно утверждать, пилоты ВВС Азербайджана не просто лучшие на Южном Кавказе, а одни из лучших на постсоветском пространстве. К этому хочу добавить, что благодаря заботе Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Азербайджана Ильхама Алиева авиапарк ВВС Азербайджана регулярно пополняется новейшими самолетами и вертолетами. Сегодня наша армия и боевая авиация, как ее неотъемлемая часть, способна выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего и в кратчайшие сроки освободить оккупированные территории. И мы, пилоты боевой авиации, будем в первых рядах освободителей в память о наших погибших товарищах.

Беседовал Бахрам Батыев  



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: