В Карабахе азербайджанские танкисты погибали, но не сдавались врагу – КОМАНДИР «САБАИЛЬСКОГО» БАТАЛЬОНА

2019/05/tank4-1557309675.jpg
Прочитано: 3720     14:00     08 МАЯ 2019    

Интервью Armiya.az с бывшим командиром знаменитого первого «Сабаильского» танкового батальона, давшего Родине трех Национальных героев, Гаджи Азимовым.


- Когда и при каких обстоятельствах вы оказались в рядах Азербайджанской Армии?

- В советские времена я проходил службу в элитной Кантемировской танковой дивизии, имел офицерское звание. И когда Армения начала агрессию против Азербайджана, я просто не смог отсиживаться в стороне.

Можно сказать, что наша армия формировалась буквально на моих глазах.  Я оказался в рядах Вооруженных сил Азербайджана в сентябре 1991 года. Как вы помните, это было тяжелое для нашей страны время, когда ни армии, как таковой, ни уж тем более танковых войск у нас не было. Не секрет, что хорошо вооруженным армянским бандформированиям противостояли энтузиасты и патриоты, зачастую, имевшие один автомат на троих. Учитывая мою прошлую службу в танковой дивизии, меня записали в командиры танкового взвода, а спустя некоторое время назначили командиром танкового батальона. Но танковый батальон – это громко сказано, так как существовал он лишь на словах. То есть, у нас были танкисты, но не было танков. И тогда мы стали со всех уголков республики собирать сломанную или брошенную советскими войсками бронетехнику и грузовые машины. Даже хотели снять с постамента в Парке офицеров танк Т-34, чтобы хоть с чем-то идти в бой против армян. Однако, поразмыслив, мы вынуждены были от этой затеи отказаться, поскольку понимали, что даже приведя этот старый танк в порядок, мы все равно не сможем найти для него снаряды. Напомню, ведь речь шла о Т-34.  

Первым танком в нашем батальоне стал снятый с постамента в Высшем военном училище имени Нахчыванского Т-55. Мы его собирали своими руками, по крупицам. Двигатель на него мы поставили от корабля, предварительно чуть изменив его конструкцию, а прицелы нашли в Политехническом институте. Чтобы купить запчасти, мы обратились за помощью к нашим предпринимателям, которые стали выделять деньги на приобретение техники и запчастей к ней. К тому времени заводы и фабрики также стали перепрофилироваться на выпуск военной продукции. Вот таким образом в Азербайджанской Армии появился первый танк.

- Где произошел первый бой «Сабаильского» танкового батальона?

- Первый бой, так сказать, боевое крещение, мы провели в селе Башкенд Гедабекского района.

- Какой боевой дух был у первых танкистов Азербайджанской Армии?

- Это были добровольцы, а потому боевой дух у них был очень высокий. Ребята рвались в бой, готовы были зубами рвать противника. Они умирали, но не сдавались. Хочу рассказать один такой случай. Во время боя близ села Нахичеваник в 1992 году один наш экипаж из трех человек оказался в ловушке. Танкисты в пылу боя не заметили, как оказались без прикрытия пехоты. Зашли вглубь армянских позиций и оказались в ловушке. Армяне применили «афганскую» ловушку: замазали триплекс (приборы наблюдения) грязью и все, танк дальше не может двигаться, так как механик не видит дороги. Армяне окружили танк и стали требовать, чтобы наши танкисты сдались. Взамен они обещали сохранить им жизнь. Но наши ребята предпочли смерть плену и сдачу танка противнику. Не желая сдаваться, они застрелились.

В мае 1992 года мы провели удачный бой в направлении Аскерана, освободили 9 деревень всего за полтора часа. Причем, силами всего 4 танков и 15 десантников.

Наши танкисты также принимали участие в боевых действиях в направлении Ханкенди, Дашалты, Джамилли.

Последний бой мы провели в Тертерском направлении фронта, когда армянские войска попытались захватить этот район, продвинуться к Барде и отрезать путь на Евлах, но Азербайджанская Армия отбила атаки и нанесла противнику огромный урон.

- Какие потери понес батальон в ходе войны?

- Война без потерь не бывает, к сожалению. В 1991-1994 годах батальон потерял 16 танкистов. Троим из них было присвоено звание «Национальный герой» (посмертно). Среди них – Альберт Агарунов.

- Кстати, об Альберте. Сегодня 27-я годовщина оккупации армянами Шуши. 8 мая 1992 года в бою за Шушу погиб и Альберт. Вы помните, как это произошло?

- Танкисты в Шуше держались до последнего. Альберт Агарунов лично подбил два армянских танка. В утренние часы 8 мая он был убит выстрелом из снайперской винтовки. Хочу сказать, что Альберта Агарунова армяне боялись и ненавидели. Ведь Альберт просто обожал делать из армянской военной техники «еврейский бутерброд»: подпуская движущиеся друг другу навстречу БМП или военные машины, он выстреливал в тот момент, когда они равнялись и тем самым, одним выстрелом из танка уничтожал сразу два движущихся объекта. Армяне даже назначили огромную премию за его голову – 5 млн. рублей, поскольку он наносил огромный урон технике врага.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Сейчас я возглавляю Объединение ветеранов-танкистов, мы регулярно проводим мероприятия в память погибших в ходе войны боевых товарищей. Мы до сих пор сохраняем связи и свято чтим память своих сослуживцев. Учитывая тот факт, что в нашем батальоне воевал Альберт Агарунов, мы тесно сотрудничаем и с общиной горских евреев Азербайджана.

Кстати, хочу сказать, что подобных отношений между мусульманами и евреями больше нет ни в одной стране мира. В подтверждение своих слов скажу, что сегодня, в 20.00 в синагоге горских евреев глава общины Милих Евдаев дает ифтар (разговение, вечерний приём пищи во время месяца Рамадан) в память погибших в Шуше воинов.

Бахрам Батыев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: