Власть в Ереване сменилась, а нравы в армянской армии - нет

2019/05/armiy-1557919841.jpg
Прочитано: 2602     15:31     15 МАЯ 2019    

Оппозиционный армянский депутат Геворк Петросян, выражая недовольство тем, что в Армении буксуют экономические реформы, намекнул на то, что смена власти не имела смысла для простого обывателя: «Какое для народа имеет значение, кто во власти получает удовольствие от жизни – тот или другой, если 70 процентов народа вынуждено бороться с голодом?».


Продолжая мысль депутата из «Процветающей Армении» (это название фракции, а не характеристика состояния соседней страны, если что), я могу добавить «Какое для солдата имеет значение, кто во власти получает удовольствие от жизни – тот или другой, если в армии снова царит беспредел и солдат не защищен никак?».

Другой депутат, теперь уже от правящего блока «Мой шаг» Тигран Карапетян неожиданно вернулся к теме мартовского инцидента на юге в Армении, когда из части в городе Мегри сбежали десятки солдат.

Напомним, что тогда военное командование Армении, будучи не в силах скрыть инцидент в армии, заявило, что имела место попытка военнослужащих с криминальным мышлением навязать свои порядки в части. Пресс-секретарь Минобороны Арцрун Ованнисян заявил, что эти военнослужащие попытались нарушить дисциплину, внедрить «порядки 90-х», а начальник Генерального штаба Вооруженных сил Армении Артак Давтян поведал, что 1-2 военнослужащих с «воровским» мышлением попытались нарушить существующий порядок, а остальные из чувства «солидарности» или вынужденно пошли за ними. Речь тогда шла о бегстве аж 600 военнослужащих. Насколько же авторитетны эти криминальные элементы, что 1-2 «блатаря» в состоянии увлечь за собой добрый батальон солдат, готовых забить на армейский устав ради воровских «поняток».

Позже в прессу просочились сведения, что солдаты сбежали из части потому, что командование публично унизило их, порвав на них одежду. Видимо, когда (да простит меня Лермонтов за вольное цитирование), «не смеют командиры чужие изорвать мундиры о хайские штыки», они это начинают проделывать со своими. Свои же безответные, жаловаться им некуда, а ответишь насилием на насилие - под трибунал попадешь.

Помнится, тогда ситуацию прокомментировал блогер Тигран Кочарян. «Проблема может стать серьезнее, если в системе образования продолжится развал патриотического воспитания», - писал, хватаясь за голову, блогер.

«Нам повезло, что этим не воспользовался наш противник и не занял город, фактически оказавшийся без защиты», - сокрушался Тигран Кочарян.

А ведь относительно недавно, всего лишь несколько месяцев назад министр обороны Армении Давид Тоноян, побывавший на границе, поднявшись на высоту и выглядывая из-за набитых камнями бочек, утверждал, что у него весь Ордубад как на ладони. Что, как мы видим, нельзя сказать о его собственной армии.

Да и не собирается противник зариться на чужое. Просто армянскому «мыслящему» сообществу свойственно свое поведение приписывать другим.

Таким образом, что там произошло в мегрийской части, что послужило причиной конфликта, сколько солдат убежало, кто эти загадочные «криминально-воровские» личности, досконально неизвестно. Сие военная тайна есть. Очевидно одно - там действительно произошел крупный, возможно даже, беспрецедентный по своей массовости инцидент, который военное командование хотело замолчать, однако в силу именно массовости это оказалось невозможно. Глава Генштаба Артак Давтян тогда же отметил, что «столь глубинное явление не может быть изучено за короткое время». То есть инцидент был такой крупный, что о нем в Армении говорят спустя два месяца.

Примечательно, что вчера в новости с выступлением депутата от «Моего шага» Тиграна Карапетяна появился примечательный «бэкграунд»: «Солдаты покинули воинскую часть, мотивируя свое нежелание бриться стремлением походить на лидера «бархатной революции» Никола Пашиняна».

Ну и армия! Солдаты «косят» под премьера. А если завтра кто-то захочет походить на какую-нибудь рок-звезду, он себе должен патлы отрастить или с «ирокезом» по части расхаживать? А может, кому-то захочется себе пирсинг сделать и ходить с кольцами на пупках? Или вообще в устав внести изменения, чтобы в каждой части был свой тату-салон. Был же абортарий, почему тату-салон нельзя? Тем более, раз в части царят военные порядки, то без наколок не обойдется. Нужно подумать и о самовыражении солдат с нетрадиционной ориентацией - ведь те, кто тусит в ереванских клубах вроде «DIY» или зарабатывает на жизнь в парке Комайги, тоже граждане, которые отдают свой воинский долг. Для них можно маникюрную открыть, где они могли бы покрасить ногти.

Все это, конечно же, шутки. Но серьезность в том, что в армянской армии, однозначно, царит все что угодно, кроме дисциплины. Здесь и дух фривольности, и произвол отцов-командиров, и воровские понятки.

Хотя, казалось бы, борьбу с последними объявил еще «гражданский» министр обороны Виген Саркисян. В разработанной им доктрине значилась борьба с уличными нравами, и эта борьба должна была начинаться еще со школьной скамьи. Но для школьников того времени именно люди криминального склада характера были авторитетами и кумирами. Сколько бы ни развешивали на стенах портреты всяких Нжде, Андраников и Мелконянов, вовсе не они являлись образцом для среднестатистического армянского пацана. Да, война могла быть трамплином для подъема по социальной лестнице, но в дальнейшем выходцы из уличной шпаны, ставшие в военное время командирами незаконных бандформирований, возвращались в мирную жизнь, превращались в дворовых авторитетов, и иногда «двором» для таких людей становился целый город или область. К примеру, это бывший «смотрящий» Эчмиадзина Манвел Григорян или экс-губернатор Сюника Сурен Хачатрян.

В целом молодежь понимала, что гораздо престижнее быть «паханом», чем героем, иногда и забытым, брошенным государством, живущим на нищенские пособия и ведущим неравную борьбу со своими недугами и ранениями. Между двумя образцами головорезов - национально-идеологическим и подворотно-криминальным юношество выбирало однозначно второе.

Так же события в Мегри показали, что никуда не делось и насилие старших по званию над подчиненными. В конце нулевых интернет обошли кадры, где армянский командир бил по ушам своих подчиненных. И таких случаев было много. Как мы видим, унизительные методы воспитания солдат не изжили себя.

Не решены и проблемы матерей военнослужащих, погибших в мирное время. Таким образом, в армянской армии - все по-старому, все по-прежнему.

Депутат Тигран Карапетян считает, что «инерционными проявлениями» являются и межличностные отношения, и коррупция.

Обратимся к физике. Первый закон Ньютона гласит, что если на тело не действуют другие силы, то оно находится в покое либо движется равномерно и прямолинейно. Видимо, с учетом того, что тело армянской армии продолжает равномерно и прямолинейно двигаться в «воровском» и коррупционном направлении, никакие силы, в том числе, и порожденные бархатной революцией, на него не подействовали.

Ясно лишь одно - в армянской армии ничего не меняется, и пороки, которые были при предыдущей власти, благополучно перекочевали в современную. И какая разница унижаемому солдату, или матери погибшего военнослужащего, кто сидит в Ереване - Робик, Сержик или Николик...

Октай Яхьяев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: