Гейдар Мирза vs Александр Храмчихин: бакинский урок ликбеза для российского эксперта

2019/08/67765-1565167401.jpg
Прочитано: 4830     12:47     07 АВГУСТА 2019    

6 августа на сайте Первого армянского информационного было опубликовано интервью с заместителем директора Московского института политического и военного анализа, военным экспертом Александром Храмчихиным (https://ru.1in.am/1265213.html). Казалось бы, с чего это вдруг мы обратили на него внимание, ведь с Храмчихиным регулярно публикуют интервью как азербайджанские, так и армянские СМИ? Что ж, постараемся объяснить нашим читателям, а заодно и самому Александру Анатольевичу, наш интерес, заодно проведя небольшую работу над допущенными в интервью ошибками и передергиванием фактов. 


Провести урок ликбеза как для армянских журналистов, так и для самого Храмчихина, редакция Armiya.az попросила азербайджанского военного эксперта, ведущего военно-патриотической передачи «Радиус» Гейдара Мирзу. Ниже публикуем ответ Гейдара Мирзы Александру Храмчихину.

- Как известно, в ежегодном глобальном индексе военной мощи стран мира под названием Global Firepower армянская армия, по сравнению с прошлым годом, отступила на 12 пунктов и заняла 96-е место, уступив всем четырем соседним странам. Азербайджан, кстати, традиционно опережает обе другие страны Южного Кавказа, так что я бы вообще не акцентировал на этой теме внимания, не сделай инфо-повода армянская сторона. Но не в этом суть.

В своем материале армянская сторона заранее готовит читателя пространным вводом в тему, который размером такой же, как само интервью.  Говорится о том, что по мнению ряда армянских и российских специалистов, такие анализы несерьезны. Я не буду сейчас вдаваться в детали военно-технического, как говорится, в измерении «огня и стали» сравнения ВС Армении и т.н. «армии обороны нкр» с одной стороны, и ВС Азербайджана с другой. Отмечу лишь, что в вашем обзоре апрельской войны 2016 года под названием «Карабахский разлом вечен» (Независимое военное обозрение, 13 мая 2016 года), вы сами делаете те самые ошибки, что и индекс Global Firepower, согласно вашему последнему интервью. Причем делаете это в двойной мере. Потому, что вы не просто приводите сравнение азербайджанской и армянской сторон в плане количества единиц техники, но и начинаете перечислять, кто сколько потерял в ходе боев апреля 2016 года. А далее ваш анализ… резко заканчивается. Только на основании того, кто сколько потерял, на основании голых цифр, вы приходите к следующему выводу:

«По сравнению с войной 1992-94 годов азербайджанцы очень сильно продвинулись в техническом плане, что грозит армянам в будущем серьезными проблемами. Однако в сфере боевого управления, а также по боевой и морально-психологической подготовке личного состава превосходство, судя по всему, уверенно сохраняют армяне, в этом плане за почти четверть века не изменилось ничего. На данный момент это вполне компенсирует техническое превосходство азербайджанцев, что, впрочем, не означает, что такая ситуация сохранится навечно». 

Оставим в сторону цифры потерь, которые вы приводите в той самой статье трехлетней давности. Отмечу лишь, что даже в таком несколько искаженном, что вы приводили три года назад, виде, они в пользу ВС Азербайджана. Особенно, если учитывать, что азербайджанские подразделения начинали с гораздо более невыгодной топографии, не применяли артподготовку ради фактора внезапности, и по сути, как неоднократно отмечали и азербайджанские, и армянские эксперты, задействовал во всей операции очень ограниченный контингент личного состава и техники. Не знаю, знакомы ли вы с содержанием данного интервью, но не поленюсь лишний раз привести его в качестве примера мнения авторитетного армянского источника – разведка боем… Именно разведка боем…

Но ведь вы тогда, три года назад, даже не описали хода боевых действий (!), хотя, справедливости ради, там было много, что можно записать в актив как азербайджанской, так и армянской сторон. Вы даже поверхностно не затронули топографию участков основных боестолкновений. Вы не отметили для читателей того, что азербайджанские Т-72 «Аслан» и армянские Т-72- это, мягко говоря, не одно и то же. И это, кстати, явилось серьезной проблемой для армянских танкистов. Особенно ночью. То, что в планы азербайджанской стороны входила именно крупномасштабная разведка боем, выше уже было отмечено. Именно крупномасштабная, потому что разведка боем может быть даже на уровне бригады. Все те позиции, которые азербайджанская сторона не собиралась возвращать, были заняты уже в первые часы операции, а все остальные дни наши подразделения: а) осуществляли рейды на оперативной глубине и б) отражали контратаки противника. И, я уверен, вам неизвестно, что первые линии обороны армян наши спецназовцы заняли и зачистили в течение 18 минут. Но вы даете негативную оценку боевому управлению азербайджанских подразделений, даже не говоря о том, как на северном направлении командование ВС Армении и оккупационного режима было парализовано в результате удара дроном в корпусный штаб под Мадагизом. Короче, только на основании «2+2=4, 5-3=2» вы пришли тогда к каким-то выводам о морально-психологическом состоянии сторон. Не зная о подвиге прапорщика Али Эйнуллаева, о семи единицах бронетехники, уничтоженных из ПТУР майором Мирдамедом Багиевым. Ну хотя бы про 40-тысячный митинг в Баку 5 апреля 2016 года, когда толпы людей скандировали «Господин Верховный, дайте нам оружие!» - вы в курсе? Сухой остаток ваших тогдашних выводов в том, что «желание армян отстоять сильнее, чем желание азербайджанцев вернуть». Доводов ни в пользу армян, ни против азербайджанцев вы не приводите – дальше в том материале вы уходите в политическую область.

И кстати, прошло три года, и время показало, что и политические эффекты апрельской войны, бунт «Сасна Црер», шок от потери территорий, падение режима Саргсяна – все это вы тогда не видели и не могли видеть. А даете оценку политическим планам Баку. Ай-ай-ай… И теперь, в интервью 1in.am, вы утверждаете, что индекс Global Firepower зациклен только на военно-техническом элементе: «То же самое, когда речь идет о подсчете военной техники, бессмысленно сравнивать танки с танками, надо учитывать их качество, какого они поколения, уровень их технической возможности и т.д. И опять же как сравнить танк с самолетом? На мой взгляд, это именно полная профанация».

А вы сами это делаете, г-н Храмчихин? Нет, как я описал выше.

Гейдар Мирза, специально для Armiya.az

P.S. Отвечая на вопрос армянского журналиста о том, чья армия сильнее в регионе, вы, Александр Анатольевич, показываете себя полным профаном, заявляя, что «если азербайджанская армия сильнее армянской, то зачем тогда Армения победила, а Азербайджан проиграл». К вашему сведению, Азербайджан проиграл не войну, а ее первый этап. Но даже в годы Первой Карабахской войны Азербайджанская Армия показала многочисленные примеры подвигов и героизма. И это, несмотря на неготовность Азербайджана к войне, на острую нехватку оружия и боеприпасов, и даже, увы, некомпетентность командования, больше увлеченного борьбой за власть. И, тем не менее, азербайджанские вооруженные силы сумели провести целый ряд успешных военных операций, например, в Тертерском направлении и в Горадизе.

Как военный эксперт, коим вы себя позиционируете, вы должны знать, к чему все эти годы готовится Азербайджанская Армия. А то, как она готовится, все увидели в апреле 2016 года и в мае 2018 года. Военных факторов сдерживания Азербайджана в Нагорном Карабахе нет, есть только политические факторы, и они вам прекрасно известны.  Неужели вы будете отрицать очевидное только ради того, чтобы угодить армянским интервьюерам?



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: