Универсальный солдат: памяти дважды Героя Советского Союза генерала танковых войск Ази Асланова

2019/08/0-15-1565422907.jpg
Прочитано: 7039     12:00     10 АВГУСТА 2019    

В эти августовские дни 75 лет назад на Западном стратегическом направлении советские войска завершали второй этап стратегической Белорусской наступательной операции, более известной под ее условным наименованием «Багратион». Эта операция в полной мере «отзеркалила» немецко-фашистским захватчикам трагедию лета 1941 года.


Одним из безусловных героев этой операции стал командир 35 гвардейской танковой Шавлинской Краснознамённой ордена Суворова бригады 3 гвардейского Сталинградского механизированного корпуса генерал-майор танковых войск Асланов Ази Ахад-оглы (Həzi Əhəd oğlu Aslanov), ставший высшим офицером в 34 (!) года.

Ази Асланов является одним из семнадцати – и единственным азербайджанцем, наряду с шестью русскими, шестью украинцами, тремя белорусами и одним евреем, – офицеров бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, дважды удостоенных высшей степени отличия СССР – звания Героя Советского Союза. При этом, не считая двух награжденных за финскую кампанию 1939-1940 годов, Ази Асланов первым из семнадцати получил свою «Золотую Звезду» в декабре 1942 года – самого тяжелого года Великой Отечественной войны.

Нет смысла вновь пересказывать биографию Ази Асланова, которая известна исследователям и любителям военной истории, а вот сделать акцент на отдельных фактах и постараться их интерпретировать – дело весьма интересное и нужное.

Что же выделяет нашего героя из целой плеяды выдающихся советских командиров-танкистов? Отметим три момента: во-первых, хорошее базовое военное образование и неуклонное стремление к повышению его уровня на протяжении всей службы, даже в условиях военного времени; во-вторых, уверенное знание материальной части, включая иностранную, и умение выжимать из нее максимум возможного; в-третьих, развитое тактическое и оперативное мышление, позволявшее принимать быстрое и единственно верное решение в стремительно меняющейся обстановке на поле боя.

Осваивать «науку побеждать» Ази Асланов начал в 1924 году, поступив в Закавказскую военно-подготовительную школу имени Серго Орджоникидзе в Баку, представлявшую собой нечто среднее между дореволюционными кадетскими корпусами и современными суворовскими училищами. По окончании в 1929 году указанной военно-подготовительной школы, Ази Асланов поступает в Борисоглебско-Ленинградскую кавалерийскую командную школу в Ленинграде, из которой он был выпущен в 1932 году. Уже в 1933 году он был направлен на краткосрочные курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА имени И. В. Сталина в Москве. Уже в ходе войны, с декабря 1943 года по апрель 1944 года он учится на академических курсах усовершенствования офицерского состава при той же академии. Как видим, весьма внушительный перечень военных учебных заведений, даже по меркам нынешнего времени. При этом базовая кавалерийская подготовка, основанная на двух важнейших боевых свойствах этого рода войск, – высокой тактической и оперативной подвижности, а также способности к нанесению мощного и сокрушительного удара в конном и пешем строях во взаимодействии с огневыми и техническими средствами – предопределила органичную трансформацию Ази Асланова в прирожденного командира-танкиста, мастера фланговых ударов и засадных действий.

Выгодно отличает Ази Асланова хорошая техническая подготовка и знание вопросов организации материально-технического обеспечения подвижных соединений в бою. Этому в немалой степени способствовало его служба в предвоенные годы в окружных автотракторных мастерских, в должностях заместителя командира танковой роты по технической части, командира автотранспортного батальона. Надо сказать, что из числа вышеупомянутых командиров-танкистов, дважды удостоенных звания Героя Советского Союза, только трое, включая Ази Асланова, имеют опыт успешной эксплуатации иностранной материальной части, но только у нашего героя он включает практически все модели отечественных танков – от легких Т-60, БТ-5, БТ-7 и Т-26 до средних Т-34 и тяжелых КВ-1 – и танков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу – американских «шерманов» и британских «валентайнов». К слову сказать, всю операцию «Багратион» бригада Асланова прошла на танках ленд-лиза: первый и второй танковые батальоны были укомплектованы средними танками M4A2 Sherman, а третий батальон – легкими танками Valentine Mk.X; кроме того, в состав первого батальона была введена рота танков Т-34 резерва командира бригады.

Ази Асланов был, конечно, весьма даровитым командиром-танкистом с богатейшим тактическим опытом и умением мыслить оперативными категориями. Он принимал быстрые, нешаблонные и, как потом оказывалось, единственно верные решения в стремительно меняющейся обстановке на поле боя. Он уверенно чувствовал себя как при действиях в обороне и при выходе из окружения (а таковых у Ази Асланова было с добрый десяток вплоть до конца 1944 года), так и в наступлении и рейдах по тылам противника. Но если мультипликатором успеха в наступлении всегда выступает подъем боевого духа, то выстоять в обороне, а подчас – и в круговой обороне, будучи обойденным со всех сторон противником, дорогого стоит. В связи с этим уместно напомнить, что свою первую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза Ази Асланов получил за шестидневные бои у хутора Верхнекумский с 15 по 21 декабря 1942 года, когда 55 танковый полк под его командованием во взаимодействии со стрелковым полком и истребительно-противотанковой бригадой встали насмерть, преградив путь двум танковым дивизиям противника, пытавшимся деблокировать окруженную в Сталинграде группировку немецко-фашистских войск.

Чтобы понять в каких условиях формировался его боевой опыт и закалялся командирский характер, достаточно упомянуть те важнейшие операции советских войск, в которых принимали участие возглавляемые им подразделения, части и соединения. В 1941 году – это июньский контрудар механизированных корпусов Юго-Западного фронта в районе Дубно, Луцка и Ровно, одно из крупнейших танковых сражений в истории войн и военного искусства, подлинный танковый Армагеддон; августовские бои на дальних и ближних подступах к Киеву; оборона Харькова в октябре. В 1942 году – три неудачных попытки наступления Крымского фронта в феврале-апреле и последовавшая за этим майская катастрофа; танковое сражение в большой излучине Дона в июле-августе; контрнаступление советских войск под Сталинградом и оборонительные бои на внешнем фронте окружения в ноябре-декабре. В 1943 году – освобождение Ростова-на-Дону и Таганрога, неудачная попытка прорыва укрепленного рубежа противника по реке Миус (так называемого «Миус-фронта») в феврале, освобождение Левобережной Украины с форсированием Днепра в его среднем течении и оборонительные бои на Каневском плацдарме в августе-сентябре. В 1944 году – освобождение Белоруссии и большей части Литвы в июне-августе, сентябрьское наступление на рижском направлении.

Год от года войны Ази Асланов неуклонно рос в плане воинского мастерства. Он постоянно разрабатывал новые тактические приемы: помимо своих излюбленных фланговых ударов и засад, он в совершенстве отработал действия в круговой обороне, в ходе глубокого маневренного рейда, при форсировании широких водных преград. В последнем случае он умудрялся предпосылку к срыву выполнения поставленной боевой задачи превращать в фактор успеха.

В частности, такой случай имел место на первом этапе операции «Багратион», когда 28 июня 1944 года передовой отряд 35 гвардейской танковой бригады вышел к реке Березина. Наведенный саперами мост не выдержал тяжести танков. И тогда по наведенной с использованием затопленных танков импровизированной переправе комбриг на «виллисе» в сопровождении трех танков, бронетранспортера и батальона автоматчиков переправился на западный берег, где к его отряду присоединилось полсотни партизан. Располагая лишь этими силами, отряд в ночь на 30 июня штурмом овладел районным центром Белорусской ССР – городом Плещеницы, создав условия для развития наступления 3 гвардейскому мехкорпусу.

За этот подвиг командующий войсками 3 Белорусского фронта генерал армии Иван Данилович Черняховский 4 июля 1944 года вторично представил Ази Асланова к званию Героя Советского Союза. Однако тогда это представление ходу не получило. Наиболее вероятной причиной этого могла стать крайняя степень досады и раздражения Верховного Главнокомандующего в отношении неудачного исхода Шауляйской наступательной операции, проведенной войсками 1 Прибалтийского фронта (корпус был передан в его состав с 17 июля). После того, как в самом конце июля части 3 гвардейского механизированного корпуса вышли к побережью Рижского залива в районе Тукумса и Клапкалнса, по легенде, командующий войсками 1 Прибалтийского фронта генерал армии Иван Христофорович Баграмян отправил Сталину в Москву самолетом бутылку с надписью: «Вода из Рижского залива». Намек был более чем прозрачный: прорыв советских войск отрезал в Прибалтике немецкую группу армий «Север». Однако по итогам длившихся около месяца ожесточённых боев противнику ценой больших потерь удалось деблокировать окруженных, после чего бутылка вернулась к Баграмяну с напутствием Главковерха: «Пусть выльет там, где взял!» К несчастью, тень посрамленного Баграмяна невольно накрыла и Асланова: первый остался без маршальского звания (он получил его в 1955 году, уже после смерти Сталина), второй – без второй «Золотой Звезды». И только через 47 лет, 21 июня 1991 года, накануне распада великой державы Ази Асланов был вторично (на это раз уже посмертно) на основе возобновленного представления удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм в ходе операции «Багратион».

Жизнь и военная карьера Ази Асланова оборвалась внезапно и на самом взлете. В ходе внезапного артналета 25 января 1945 года он получил смертельное ранение и скончался в тот же день, не дожив какой-то недели до 35-летия. За три с половиной последних года своей жизни он вырос от майора (воинское звание присвоено в ноябре 1940 года) до генерал-майора танковых войск (воинское звание присвоено в марте 1944 года). Правда, эти четыре ступени в служебной карьере дались ему потом и кровью: два тяжелых и два легких ранения, да еще и контузия.

Уже после смерти легендарного комбрига его бригада в составе корпуса победоносно завершила Великую Отечественную войну 10 мая в Курляндии, а затем в августе-сентябре того же года приняла участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. По окончании военных действий корпус был переформирован в дивизию, а бригада – в полк. В течение полутора послевоенных десятилетий соединение и его части входили в состав Приморского, а затем Дальневосточного военных округов. В ходе масштабного сокращения советских вооруженных сил во второй половине 50-х годов прошлого века дивизия и полк были расформированы. Злые языки утверждают, что и в данном случае не обошлось без Сталина, точнее без его имени: дивизия носила почетное наименование Сталинградской, а это никак не соответствовало взятому тогдашним руководством Коммунистической партии Советского Союза во главе с Никитой Хрущевым курсу на развенчание культа личности. «Да, был культ, но была и личность!» – как сказал лауреат Нобелевской премии великий русский писатель Михаил Шолохов. И ей под стать были остальные выдающие личности той эпохи. Одной из них, безусловно, был Ази Асланов.

Ази Асланова по праву считают своим героем и азербайджанцы, и русские. И в этом смысле он воистину дважды Герой Советского Союза. Его имя должно продолжать жить в той области, которой он посвятил свою жизнь – в деле защиты Отечества. Было бы справедливо присвоить его имя одной из танковых частей российской армии и мотострелковой части азербайджанской армии. По счастью, во вновь сформированной 144 гвардейской мотострелковой Ельнинской Краснознамённой ордена Суворова дивизии есть номерной танковый полк послевоенного формирования – единственная, пожалуй, во всех российских вооруженных силах часть без почетного наименования и наград. Представляется целесообразным для представителей российской общественности и азербайджанской диаспоры выйти на руководство Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с предложением о передаче указанному полку в порядке продолжения традиций и преемственности номера, гвардейского звания, почетного наименования и боевых наград 35 гвардейской танковой Шавлинской Краснознамённой ордена Суворова бригады с одновременным присвоением имени генерал-майора танковых войск Ази Асланова. В свою очередь, присвоение имени Ази Асланова одной их мотострелковых бригад Азербайджанской Армии позволит установить побратимские связи между обоими воинскими формированиями и будет способствовать укреплению военного и военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.

Максим Шеповаленко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), Москва, специально для Armiya.az



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: