Сборы, зинворы и позорная политика 80-ых

2020/01/bdccd-1580103916.jpg
Прочитано: 2672     10:00     27 ЯНВАРЯ 2020    

На днях руководитель делегации ЕС в Армении Андреа Викторин рассказывала о том, как не просто строить молодежи свою карьеру в Армении. Тут и некачественное образование, которое выражается в несоответствии между знаниями, получаемыми в вузах и требованиями рынка труда, и, конечно же, просто банальная бедность.


«Молодежь, обладая способностями, часто не может реализовать свои планы из-за финансовых сложностей. В Армении от молодого человека требуется 20 лет усилий и работы, чтобы стать таким же финансово стабильным, как его ровесник в Европе», - заявила А.Викторин.

Ничего удивительного в том, что говорила эта дама, нет. Бедность действительно зачастую вынуждает человека не инвестировать в собственное развитие, так сказать, в свой человеческий капитал, а заниматься неквалифицированным трудом для того, чтобы обеспечить существование - своё и своих близких. В такой стране, как Армения, многим не удается вырваться из лап бедности ни через 20, ни через 30 лет, да, в принципе, никогда.

Не секрет, что в Армении огромное значение при трудоустройстве имеют родственные, земляческие и дружеские связи, а также звонки «сверху», оттого возможности поиска работы для «человека с улицы» еще более сужаются. Может, поэтому, как отметила г-жа Викторин, 41% молодежи не проявляют активности при поиске работы, так как считают сие занятие бесперспективным.

Но если уже молодой человек нашел какую-то работу, то он стремится держаться за нее руками, ногами и зубами. Потерять работу можно не только по прихоти начальства, но и по причине закрытия предприятия. А так как армянская экономика в целом слаба, то это происходит сплошь и рядом.

Итого, иметь в Армении работу - это уже счастье!

Удивительно ли, что в Армении многие молодые люди поступают на сверхсрочную, контрактную военную службу? Вы думаете, это потому, что они имеют «солдатскую выправку» или им нравится проводить время в казарме? Отнюдь. Для многих это - единственный способ заработка.

Вместе с тем практически все годы независимости имел место и другой процесс - армянские юноши (те, которые не смогли сбежать из страны) искали любые законодательные лазейки, чтобы избежать попадания в ряды вооруженных сил. Одной из таких лазеек была якобы научная деятельность - лиц, имевших степень кандидата наук, не брали в армию. В итоге армянская наука оказалась наполнена посредственностями. Кстати, многие из них, подросшие, читают сейчас лекции в армянских вузах, плодя таких же горе-специалистов. Которые потом, как отметила г-жа Викторин, не могут найти работу.

Но дело не в этом... Дело в том, что, заполучив рабочее место, молодой человек, особенно не имеющий поддержки в виде высокопоставленных покровителей, работает, как папа Карло, и не хочет терять его. А потере этого места может как раз поспособствовать армейская служба, на которую его призовут по достижении определенного возраста.

Да, конечно, рабочее место за молодым человеком по закону должно сохраняться. Но, дорогие мои, закон - это одно, а реалии жизни - совсем другое. Многие люди в Армении работают неофициально, не будучи нигде оформленными. Когда премьер-министр Никол Пашинян рапортовал о том, что в Армении увеличилось число рабочих мест, многие аналитики указали на лукавство в его отчетах - увеличилось не число рабочих мест, а число официальных (!) рабочих мест, то есть незаконное предпринимательство было приведено в налоговое поле, и работодатель был вынужден оформить своих сотрудников на законных основаниях.

Значительная доля молодежи, не имеющей каких-либо серьезных профессиональных навыков, вынуждена соглашаться на «теневую» работу. А какие у работника права на такой работе? Да никаких! Захотел предприниматель - нанял парня, захотел - уволил, наняв другого. Кому будешь жаловаться, кому - качать права, особенно, в стране, где за подобного рода бизнесами стоят криминальные структуры, всякие «дворовые авторитеты»?

Так что парень может запросто лишиться рабочего места просто по той причине, что его позовут выполнять конституционный долг! Он вернется из армии - и увидит, что его место занято, и тот, кого взяли вместо вернувшегося домой дембеля, больше по душе владельцу предприятия, чем дембель, тем более, что парень за время армейской службы мог растерять свои профессиональные навыки. Тем более, если речь идет о более-менее квалифицированной работе.

Так что карьерный фактор для армянского юношества, особенно, для более-менее, образованной его части, также играет немаловажную роль в его неприятии армейской службы - риск быть убитым или раненым на территории противника, ужасные условия службы, плохая армейская медицина, неуставные отношения, - это само собой. Но тут еще есть риск остаться за бортом жизни, не сумев реализовать себя.

Удивительно ли, что армянская молодежь неприязненно воспринимает повестки из военкомата. Причем это не только повестки о срочной службе, но и вызовы на сборы. Исходя из того, что своя карьера для среднестатистического армянского молодого человека, несмотря на все пляски с бубном насчет концепции «нация-армия», все же приоритетнее, чем прозябание, тем более, повторное прозябание, в казармах и окопах, многие граждане эти повестки успешно игнорируют.

Однако, для «филонщиков» плохие новости! На прошлой неделе армянские депутаты, проводящие заседания в демонстрации бумерангов и выясняющие, кто с кем пил кофе и ел суши (это их последняя повестка), вспомнили и об этих «несознательных». Отныне, согласно принятому в НС Армении в первом чтении законопроекту, за неявку на сборы молодым людям придется платить более высокие штрафы. Если раньше сумма штрафа составляла 20 тыс. драмов (порядка $41), то теперь будет составлять 30 тыс. драмов (порядка $62). И это в случае первого уклонения. В дальнейшем же эта сумма составит 50 тыс. драмов (порядка $104).

Не думаю, что разница в 10 тысяч драмов ($21) - та сумма, ради которой молодой и подающий надежды специалист будет отрывать свою пятую точку от кресла ради сомнительного удовольствия «тряхнуть стариной» и поспать несколько ночей в казармах, так что, возможно, что депутатам придется принять  еще более жесткий закон, связанный со сборами, по сути, криминализующий неявку на призывной пункт. Возможно, что свидетелями этого мы станем через пару-тройку лет, учитывая все возрастающий недобор «пушечного мяса».  

Но пока, для армянской армии и эти 10 тысяч драмов не будут лишними. Ведь сейчас уже не действует закон, позволявший беглецам из Армении, находящимся на заработках за границей, избегать призыва. Конечно, несколько сотен «штыков» в ряды «зинворов» он добавит, но зато иссякнет один из ручейков денежного потока, подкармливающего армянскую армию. Как теперь будут закупать военную форму, оборудование, лекарства, и, наконец, вооружение?

Никол Пашинян во время своего визита в Капан похвастался тем, что «Армения с мая 2018 года приобрела беспрецедентное количество вооружения и боеприпасов» и «правительство Армении закрыло позорную страницу оружия 80-х».

Если бы Армения еще закрыла позорную политику 80-ых, известную, как «миацум», а, проще, посягательство на чужие территории, то нужда во всех этих законотворчествах, связанных со штрафным либо уголовным преследованием уклонистов, отпала бы вовсе. Большинству парней ведь действительно было бы проще отслужить в армии, на своей территории, а потом строить свою карьеру. Но Армения продолжает придерживаться неконструктивного пути.

Октай Яхьяев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: