- Недавно в Тбилиси состоялась очередная трехсторонняя встреча министров обороны Азербайджана, Турции и Грузии. Как вы оцениваете военное сотрудничество в контексте трехстороннего формата?
- Недавний визит министров обороны Азербайджана и Турции в Грузию в контексте трехстороннего формата - Грузия-Турция-Азербайджан - является демонстрацией того факта, что все три страны хотят развивать новую модель региональной безопасности на Южном Кавказе, усилить уровень энергетической безопасности в виде усиления охраны критической инфраструктуры по обеспечению бесперебойной поставки каспийских энергоносителей на международные рынки. Речь идет о проектах Баку-Тбилиси-Супса, Баку-Тбилиси-Эрзерум и Баку-Тбилиси-Джейхан. Стороны отметили негативное воздействие международного терроризма на мир и стабильность в регионе. Наши страны должны усилить борьбу против терроризма, который угрожает национальной безопасности как Азербайджана, так и Грузии.
- Тбилиси поддерживает территориальную целостность Азербайджана, так же, как и Азербайджан поддерживает территориальную целостность Грузии. Каким вам видится урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта?
- Да, вы абсолютно правы. Грузия всегда поддерживала, поддерживает и будет поддерживать территориальную целостность Азербайджана. И у Грузии, и у Азербайджана общие геополитические вызовы в контексте ущемления государственного суверенитета и целостности страны.
Что касается урегулирования Карабахского конфликта, то я думаю, что несмотря на очень опасный и тяжелый геостратегический фон между противоборствующими сторонами, не следует ожидать в ближайшем будущем обострения ситуации, имею в виду повторение эскалации конфликта в апреле 2016 года. Я думаю, что ситуация на данном этапе немного стабилизировалась, хотя очаги военного противостояния все еще вспыхивают в Нагорном Карабахе.
Стороны конфликта, в том числе региональные и глобальные державы понимают, что вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном вполне может перерасти в региональную войну с непредсказуемыми пагубными последствиями и катастрофическими жертвами, которые напрямую будут иметь геостратегические результаты как в рамках Евразийской, так и Евроатлантической безопасности.
- Как вы оцениваете боеспособность азербайджанской армии?
- Азербайджанская армия на сегодняшний день является наиболее боеспособной силой, что способствовало усилению Азербайджана, как региональной державы (и не только благодаря мощным энергетическим ресурсам). Азербайджанские ВС имеют на вооружении современные боевые виды оружия, как иностранного, так и национального производства. Национальная армия укомплектована офицерами и генералами нового поколения, которые имеют высокую выдержку, профессиональные навыки и знают современные навыки проведения военных операций.
Неспроста же Россия решила на фоне этого, в том числе, создать объединенные коалиционные ВС с Арменией и на территории де-факто Абхазии. Одним словом, Азербайджанская Армия существенно обновилась.
- Наверняка, обновляется и материально-техническая база ВС Грузии…
- На данном этапе материально-техническая база ВС Грузии остается на удовлетворительном уровне и никоим образом не улучшается. Хотя, за счет решений уэльского и варшавского саммитов НАТО был получен, например, расширенный пакет военной помощи Грузии и многомиллионная военная помощь со стороны США (примерно 350 млн. долларов). Хотя доля военного компонента в бюджете страны за 2018 год резко уменьшилась и даже создание военно-морских сил для Грузии является обузой. Так что в нынешних условиях Грузия выбрала т.н. «латиноамериканский» вариант при выработке приоритетных направлений военного бюджета страны на будущий год.
Грузия до августовской войны 2008 года активно закупала вооружение, так как затраты на военные нужды в течение 2006-2008 годов выросли аж до 8-9% от ВВП. Вооружение закупались в Украине (примерно 50 процентов), Чехии (примерно 20%), Болгарии (примерно 10%), Израиле (примерно 10%), а остальные процентные показатели распределились между другими стратегическими странами (Румыния, Литва, Турция и т.д.).
К сожалению, это вооружение не спасло Грузию от поражения. К тому же большая часть этого вооружения по преступной халатности и по причине политического предательства тогдашних руководителей Грузии попала к врагу, в том числе по тем временам новейшие военные технологии – израильские дроны «Гермесс-400» и т.д.
- Но с США у вас отношения развиваются хорошо…
- Да, это так. Грузино-американские отношения в военной сфере развиваются динамично и бурно. Благодаря именно американской помощи и стабильной поддержке, грузинские ВС поддерживают боеготовность и успешно принимают участие в миротворческих операциях под эгидой НАТО в Афганистане. На днях администрация США приняла решение подготовить девять батальонов грузинских ВС, что, естественно, еще более усилит обороноспособность страны. Кстати, стратегическое партнерство между Грузией и США было заложено еще в январе 2009 года, когда была подписана «Стратегическая хартия сотрудничества», где второй блок этого документа формулирует стратегическое и долгосрочное сотрудничество в военной области. Данный документ приравнивает Грузию в рамках национальной стратегии и национальных интересов США к числу таких стран, как Иордания, Египет, Турция и т.д.
Сеймур Мамедов