Неизвестная война: незапланированная спецоперация ГПС Азербайджана в тылу врага

2022/01/26886-3286403024.jpg
Прочитано: 1534     17:05     26 ЯНВАРЯ 2022    

Война за освобождение оккупированных территорий Азербайджана полна тысяч страниц беспримерного героизма и самопожертвования обычных солдат, подвиги которых приблизили День Победы, но так и остались без освещения в СМИ.


Одну из таких операций возмездия, которую по собственной инициативе провели военнослужащие одного из подразделений Государственной пограничной службы Азербайджанской Республики, обязательно нужно оставить в памяти поколений, чтобы враги нашей страны знали с кем имеют дело...

Во второй половине октября 2020 года, когда ценой напряженных переговоров с иранской стороной, де-факто вторгнувшихся на территорию Азербайджана и занявших весь периметр Худаферинской ГЭС (включая верхний створ гидроузла), удалось уладить проблему, механизированные подразделения ГПС оказались перед следующим барьером. Потеряв почти сутки на объезд села Худаферин (Xudafərin) через село Солтанлы (Soltanlı), и пытавшихся наверстать упущенное время пограничников ГПС АР ожидала безымянная высота с ultrazoom-камерой слежения, через которую командование оккупационного контингента ВС Армении координировало артиллерийские удары по нашим наступающим частям. Камеры, установленные оккупантом после апрельского фиаско 2016 г. по всей бывшей линии соприкосновения и "пограничными" с ИРИ территориями, стали последней надеждой не только потерявших контроль над своими бандформированиями карабахских командиров, но и армагитпропа, который слаженно "вырезал" паническое отступление своих пораженцев и выдавал перемонтированное видео с артиллерийскими ударами за какой-то значимый успех на фронте.

В определенный момент командир передового отряда ГПС АР понял, что прорываться по заминированному участку в низине окруженной холмами, означало подставить вверенное ему подразделение под прямой удар гаубичной или ствольной артиллерии оккупанта, который мог координировать обстрел территории через камеру на мачте, установленную на безымянной высоте. Средств на поражение крохотной цели на дистанции в несколько километров у него не было, как и возможности запроса удара артиллерии ВС, которая уже перепахивала укрепления противника севернее вверенного ему участка.

Решением стало предложение трех пограничников, которые вызвались добровольно устранить проблему, и налегке выдвинулись в направлении холма по прибрежному пограничному участку реки Араз - то есть по краю фланга, или "слепой зоне" средств наблюдения противника. Буквально за час изможденные пограничники обошли высоту с обратной стороны и, поднявшись на нее, перерезали провода электрического питания камеры от установленных с обратной стороны холма солнечных панелей. Но в ту же самую минуту произошел запуск топливного генератора, который сработал на прерывание электроснабжения камер слежения. Выяснилось, что враг продублировал питание устройства, которое днем работало за счет солнечных панелей, а ночью на энергии топливного генератора.

Проблема моментально нашла свое решение - размеренное урчание генератора прервала очередь автомата одного из бойцов. Но в следующий момент команда поняла, какую роковую ошибку совершила, торопясь на задание. Оказывается никто не подумал взять с собой рацию или сигнальные ракеты, и теперь невозможно было сообщить о выполненном задании, подав знак для продвижения основных частей...

Кляня себя на чем свет стоит, один из азербайджанских пограничников начал тащить под мачту камеры все, что можно было поджечь, чтобы дым заметили в бинокль. Двое других заняли оборону у единственной дороги, которая вела к холму с обратной стороны от фронта и, как оказалось, не напрасно. Буквально через 15 минут вдалеке показалась тонкая полоска пыли, которая стремительно приближалась к безымянной высоте. Еще через несколько минут вдали стал просматриваться блеск треснувшего лобового стекла армейского внедорожника, отражающего солнце. Автомобиль был без сопровождения, а значит следовало дать бой. Коротким окриком сержант пограничной службы подал своему напарнику знак о направлении транспорта, потом выложил перед собой на землю два полных магазина и гранату. Второй солдат зарылся поглубже в высохшую траву на пригорке и практически исчез из виду.

Бой, а точнее скоротечная бойня была хаотично-внезапной. Посланных на "ремонт" камеры наблюдения армянских оккупантов расстреляли в упор с 20-25 метров. На зигзаге грунтовки к высоте осталось лежать два трупа, еще один валялся на заднем сиденье, свалившись вбок на вещмешок.

Удачная засада перешла в стадию досмотра тел и транспорта. Но изрешеченный УАЗ-469 не заводился, а пластиковые бутыли минералки в салоне автомобиля были заляпаны кровью уничтоженного врага.

Как вспомнил потом один из пограничников, участвовавших в операции в тылу противника, на тот момент его дикую жажду так пересилило отвращение к врагу, что он даже не притронулся к воде. Теперь у отважных пограничников появился РПК-74, еще две единицы штурмовых винтовок, несколько магазинов к трофейному оружию, пара смартфонов, GPS навигатор, сигареты, старый советский бинокль, канистра топлива и ...рация, из которой кто-то постоянно орал на армянском. Частот и паролей собственной связи никто не знал, а посему сержант ГПС АР решил поиздеваться над врагом и, включив проигрыватель трофейного смартфона, поставил его на полную мощность напротив включенной рации. И пока командир сгинувшего патруля вынужденно слушал в эфире ...заунывный рабис*, тройка пограничников вытолкала внедорожник с дороги в овраг, где уже лежали перенесенные трупы оккупантов. Теперь можно было продолжить основное задание, и, взяв канистру с бензином и бинокль, один из пограничников зашагал обратно на холм. Но буквально через несколько минут он бросился обратно к своим товарищам, крича, что к высоте приближается еще один транспорт врага.

Вторую засаду устроили уже втроем. Выбрав иные, более удобные позиции, бойцы залегли в кустарник. Чтобы не повторять ошибку, было решено дождаться пока все выйдут из УАЗ-23632 и отойдут на достаточную дистанцию, чтобы захватить автомобиль без повреждений. Вторая "ремонтная бригада" остановила внедорожник чуть поодаль от холма. Спешившиеся солдаты противника были готовы принять бой и вышли из пикапа с оружием наперевес, осматривая периметр через прицел. Стало понятно, что это спецназ, который при первом же звуке выстрела бросится в укрытие. Тишину момента прерывали непривычно теплые для октября порывы ветра и ...идиотская музыка, передаваемая в эфир рации из смартфона.

"Интересно, что быстрее разрядится - рация или телефон..?", - промелькнуло абсурдное в голове у сержанта ГПС АР, и в тот же момент воздух разрезала длинная пулеметная очередь, а за ней в бой вошел и второй пограничник. Он выждал паузу, чтобы в момент перезарядки РПК-74 продолжить огневое подавление противника, и подключился к бою через несколько секунд.

Все было кончено... Противник даже не успел понять откуда по нему велась стрельба. Выждав минуту, сержант окрикнул пулеметчика, чтобы тот оставался на месте, и, на ходу меняя магазин, медленно зашагал к дороге. С обратной стороны и по диагонали с поднятым в руках оружием к грунтовке приближался второй стрелок. Но стоило ему ногой отбросить автомат одного из уничтоженных бойцов спецназа ВС Армении, как что-то с грохотом выпало из закрытого тентом грузового отсека пикапа, и, образовав кучу пыли, зигзагами рванулось в обратном направлении. Стрелять было бесполезно - УАЗ предательски перекрывал сектор видимости объекта, а сил на погоню уже не осталось. И как раз в этот момент находящийся на пригорке пулеметчик произвел несколько коротких очередей на упреждение траектории беглеца и ...попал. Как он признался позднее, это было скорее инстинктивное, многократно отработанное на учениях решение, чем осознанное на момент происходящего.

К моменту, когда основные силы штурмового подразделения ГПС Азербайджана заняли участок с безымянной высотой, три азербайджанских пограничника уничтожили 8 оккупантов и один автомобиль противника. В качестве трофеев были захвачены УАЗ-23632, несколько единиц стрелкового оружия, средства связи и боеприпасы.

На вопрос сержанта, как командир подразделения определил, что они справились с заданием, он получил ответ о полной остановке артиллерийского обстрела территории в зоне продвижения наших передовых частей...

*рабис - стиль популярной армянской музыки, совмещающий в себе винегрет из нотного плагиата и примитивного текста.

P.S. Фотографии к материалу относятся к другой спецоперации подразделений ГПС Азербайджана, осуществленной в период 44-дневной войны...

Hans Kloss ©

фото: Polygon Azerbaijan



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: