То, о чем так долго говорили, уже свершилось. Одна из ведущих производственных компаний в сфере оборонной промышленности «Байкар» начала строительство нового завода под Киевом
На этом предприятии будут производиться дроны модели TB2 или TB3, сообщил генеральный директор компании Халук Байрактар. Он заверил, что само строительство займет 12 месяцев, после чего компания приступит к монтажу оборудования и организации производственных помещений. Зачем этот проект понадобился Турции, какая польза от этого Украине?
Об этом наш киевский корреспондент поговорила с директором военных программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Николаем Сунгуровским.
- Николай Викторович, на данном этапе Турция, наверное, наиболее серьезная страна в плане военно-технического сотрудничества с Украиной. Среди прочего, хочу акцентировать внимание на наиболее нашумевшем проекте за последнее время – строительстве завода по производству дронов. На Ваш взгляд – в чем интерес турецкой стороны?
- Еще на первом этапе интерес турецкой стороны заключался в том, что он мог использовать украинские двигатели для таких беспилотников, что повышало дальность их полета и скорость. Это был новый этап развития моделей «Bayraktar». Кроме того, Турция получает возможность, грубо говоря, непосредственного подключения к полигону. То есть, испытывать новые выпускаемые модели «Bayraktar» прямо в условиях боевых действий в Украине. Более того, Украина за время войны получила свое развитие дроновой отрасли, есть очень много наработок в этой сфере, интересных инвестиционных моделей, которые могут быть использованы в том числе и для развития Байрактара. А вот что это означает для Украины? Украина с начала войны очень нуждалась в таких БПЛА, а сейчас тем более. И что немаловажно - завод «Bayraktar» является передовиком в создании совместного предприятия с Украиной. Да, заявлений, меморандумов, каких-то соглашений и с немцами, и с англичанами, и с американцами по созданию совместных предприятий множество. Но реально промышленных моделей пока еще нет. Поэтому «Bayraktar» является, можно сказать, первенцем, что очень интересно для Украины в вопросе дальнейшего развития моделей корпоративного управления, которые будут приходить на нашу территорию. В принципе, для Турции это не ограничивается одним совместным предприятием только по производству «Bayraktar» – он может стать показательным и для других турецких фирм. К тому же, не только в области беспилотной авиации. В Украине большие наработки по морским дронам, не пилотируемым средствам морского поражения, и тут Украина является передовиком, пустив на дно уже половину российского флота. Поэтому большие перспективы открываются не только для Анкары, но и других иностранных фирм.
- Конечно, на данном этапе нам в первую очередь интересно обеспечить свои Вооруженные Силы достаточным количеством качественных БПЛА. Но если смотреть в перспективу, можно ли предположить, что мы совместно будем производить технику и для третьих стран?
- Естественно. Поскольку лейбл «Made in Ukrainе» будет особенно пользоваться на мировом рынке. Ведь образцы, которые прошли испытания в условиях тяжелейших боевых действий, не будут иметь альтернатив.
- Продолжая тему перспектив. Если, скажем, Украине захочет иметь на этом беспилотнике не только свои двигатели, но и, к примеру, комплекс вооружений - сотрудничество в таком ракурсе может развиваться?
- Конечно. Это инвестиционные проекты. Поэтому я и говорю, что те наработки, которые уже есть в Украине в этой сфере, могут для стать базой для создания новых линеек беспилотников – и не только авиационных, но и сухопутных, и морских. Здесь уже все будет зависеть от инвесторов, насколько они посчитают такое сотрудничество выгодным, эффективным и перспективным. На базе того же завода «Bayraktar» возможно строительство новых подразделений по другим видам вооружений. Это вполне вероятно.
- По словам Генерального директора компании Baykar Халука Байрактара, пока еще не решено, будет ли производство на украинском заводе сосредоточено на модели дронов TB2 и TB3. Некоторые украинские горячие головы говорят, что, хотя «Bayraktar» прекрасно зарекомендовали себя в начале войны, время не стоит на месте, и нам нужны уже более точные, дальние, мощные птицы, а те, прежние, уже устарели. Что им ответите?
- Мы же говорим о развитии этой линейки, а не о том, что будет стояние на месте. А основными характеристиками в данном случае являются дальность, скорость полета и нагрузка, которую он может нести. Именно по этим направлениям будем развиваться. Кроме того, очень важным компонентом в таких перспективных беспилотниках является защита от средств радиолокационной борьбы. И опять-таки, здесь у Украины также есть свои перспективные разработки. Конечно же, производство будет идти в ногу со временем. Но это уже не стартап, развитие с нуля, а все будет происходить на технологической, производственной базе, что значительно ускорит процесс развития и внедрение в войска. Если говорить о Bayraktar TB2, то его оснастят новыми сверхточными боеприпасами DS-16 от оборонного конгломерата EDGE Group из Объединенных арабских эмиратов. Что касается Bayraktar TB3, то в Турции уже показали, что он будет оснащен различными видами вооружения, включая гидроакустические буи и легкие торпеды.
- Контракт на поставки TB2 подписан с 30 странами мира. Но сегодня уже выстроилась огромная очередь за Akinci и Kızılelma. Что об этих беспилотниках скажете?
- Я слышал, что компания планирует удвоить производство беспилотников Akinci в текущем году и производить новые модели беспилотников Kızılelma и TB3 "десятками". Но будет ли поставлено производство этих БПЛА на украинском заводе – это уже решение инвестора.
- ТБ 3 прошел испытания, и рассчитан на уничтожение воздушных целей. Если раньше Украину донимали атаки иранскими дронами «Шахед», то сейчас усилились именно ракетные массированные атаки. Смогут ли в дальнейшем БПЛА уничтожать и этих «носителей смерти»?
- Такие версии также рассматриваются и разрабатываются, Правда не в Украине – Украина не имеет таких возможностей, поскольку для этого у нас нет производственной базы. А ручная сборка мало чем поможет – нужны хорошие платформы для того, чтобы выполнять какие-то функции ПВО. Но в других странах такие наработки существуют. И если эти новации перенести на производственную базу и разрабатывать здесь, то скорость увеличится в разы. Для Украины вопросы ПВО, массового оружия - ракет не только малой, но и средней дальности – в приоритете. Мы на своей шкуре сегодня испытываем их нехватку, у нас «ракетный голод». Для Турции это может быть эффективно с той точки зрения, что достаточно сильно повышает возможность построения единой системы ПВО. Которая будет иметь и наземные, и воздушные компоненты, в том числе на платформах беспилотных летательных аппаратов.
- По словам Халука Байрактара, мощность завода будет составлять около 120 единиц ежегодно. Учитывая то, что у нас на фронте дроны – это самый расходный материал, их сотнями в день используют, то как-то эта цифра меня насторожила.
- Это все зависит от технологической сложности и нагрузки. Такие беспилотники, как иранские «шахеды» можно и сотнями в месяц выпускать. А мощные, которые являются серьезной платформой, несущей на себе и средства РЭД, и огневого поражения, и с элементами искусственного интеллекта, и систем наведения, оснащенные достаточно сложными двигателями – технологически их намного сложнее выпускать. Но начальном этапе может и 120, но со временем количество может быть увеличено – это зависит от производительности технологических линий. Но, во-первых, таких линий может быть несколько, а во-вторых, производительность даже одной линии может быть повышена за счет внедрения новых технологий. 120 - не это предел.
- Мы уже говорили с Вами, что Турция может послужить примером для других инвесторов. Чтобы не только декларации подписывали, а делали реальные шаги. Но не все такие смелые, как турки. И хотя господин Байрактар заверил, что их уже ничто не остановит, но насколько строительство такого завода рационально в то время, когда ракетные атаки только усиливаются?
- Во-первых, фактор места. Конечно же, не будем называть, где именно строится завод, но где-то под Киевом. И это место мощно защищено ПВО. Надо отдать должное, наши ребята работают на «отлично» - из максимальных 10 баллов им можно ставить 12! Перед этими мужественными защитниками просто нужно встать на колени и сказать «большое спасибо». Риски, естественно, присутствуют всегда, но по сравнению с другими регионами намного меньше. А во-вторых, фактор времени. Если бы это сделали не сейчас - тогда потерялся бы эффект «полигона», то есть возможность испытания в условиях боевых действий. Вы представляете себе, что такое сейчас тянуть бы эти Байрактары из Турции? Сами знаете, насколько рискованный морской путь, пока там временно еще пребывает российский флот. А через все европейские страны? Тоже не выход. Поэтому вполне рациональное решение – производить их здесь, на месте, и с колес отправлять на испытания на полигон.
- Тут же еще один очень деликатный фактор – Россия. Они пристально наблюдают за этими процессами, и, понятное дело, как к этому относятся. Есть информация, что Путин собрался в Турцию, не известно – до, или после выборов. Эрдоган не рискует нажить себе врага?
- Это уже сфера политики, а там, где разговаривают о политике, всегда рядом ходят деньги. В отношениях с Путиным это пока что основной мотив. Тут дело даже не в Путине - Эрдогану крайне невыгодно сейчас портить отношения из США. Поскольку переоснащение своего парка самолетами на F-16 перед Турцией тоже стоит достаточно остро. И получение различных технологических компонентов с других западных стран точно так же нельзя исключать со счетов. Как дальше Эрдоган себя поведет? «Восток - дело тонкое».
Ярина Лазько, специально для Armiya.az из Киева
Тэги: