«Катитесь туда, откуда приехали! Нечего тут петушиться, дармоеды!» - как обманутые армяне выживают в ираванских трущобах

2021/08/armen-1629718290.jpg
Прочитано: 5662     15:18     23 АВГУСТА 2021    

После заключения трехстороннего Соглашения по Карабаху - фактической капитуляции Армении, незаконно переселившиеся на оккупированные территории Азербайджана армяне покинули дома азербайджанцев и вернулись обратно в Армению.


Учитывая факт, что многие из них, будучи уверенными в том, что они никогда не вернут истинным хозяевам эти земли, продали свои дома и имущество в Армении или просто оставили их разрушаться, а сами незаконно переселились на плодородные и богатые земли Азербайджана - в Карабах и окружающие его семь районов, откуда в 90-е годы были изгнаны около 1 миллиона азербайджанцев.

После Отечественной - Второй Карабахской войны, которая поставила жирную точку в 30-летней оккупации азербайджанских земель, эти наглые незваные гости со слезами на глазах были вынуждены покинуть пределы Азербайджанской Республики. Процесс освобождения Карабаха и окрестностей от этой нечисти завершился через месяц-полтора после капитуляции Армении, и эти пришельцы начали искать себе новую крышу над головой уже в Армении. Те, у которых были дома, вернулись в них, в различные районы Армении, в том числе и в Ираван, а те, у которых не было домов, переселенных по госпрограмме из Ливана, Сирии и других стран Ближнего Востока ещё 10-15 лет тому назад, остались на улице. Статистика таких людей неточная и спорная, но по предварительным данным, таких обманутых армян более 40 тысяч.

Об этом Armiya.az сообщил достоверный источник в НПО "Организация по защите прав ливанских и сирийских армян". По данным с того момента 1578 семей, в различные годы переселенные в различные районы Карабаха и Восточного Зангезура, живут в бараках, «нахалстроях» Иравана или снимают квартиру, комнаты, либо поселились в общежитиях советских времен, эксплуатационный срок которых давно истек. По информации, поступающей из вышеупомянутой организации, власти категорически отказываются принимать представителей ливанских и сирийских армян и вообще не выделяют им никакой помощи.

"Вместе с "репатриантами" (в Армении так называют ливанских и сирийских армян - ред.) в трущобы Иравана заселились сотни семей из Карабаха, бывшие жители Армении, которые после оккупации Карабаха отправились туда на грабеж, разграбили дома азербайджанцев, прихватили все, что можно было продать за деньги, а потом уже поселились в новых и пригодных домах и начали жить. Поселились они в Лачине, Кельбаджаре, Агдаме, Губадлы, Зангилане и Джебраиле, и жили, пользуясь имуществом и землями азербайджанских вынужденных переселенцев. Прошло немало времени, и многие из этих армян остались там жить, а свои дома и квартиры в Армении продали, так как были уверены, что эти земли никогда не вернутся к Азербайджану. Теперь многие из них остались ни с чем, без крыши над головой и работы. Им нечем кормить свои семьи. Никто им не помогает. Многие главы семей работают разнорабочими. Некоторые работают грузчиками на Ираванских базарах и ярмарках, часть из них с утра до вечера копается в городской мусорной свалке, собирает пластик, металлические изделия, бумагу, макулатуру и, сдавая их, зарабатывает на кусок хлеба. Среди этих обездоленных, обманутых армянскими властями людей очень много больных. Есть онкобольные, диабетики, и даже носители туберкулеза. Несмотря на все запросы в госструктуры, там никак не реагируют на их обращения", - сообщают из правозащитной организации Armiya.az.

По словам одного из ливанских армян - Ашота Креяна, который вместе со своей семьей, продав квартиру в Бейруте, переехал в азербайджанскую Шушу, он никогда не простит себе такую оплошность.

"Во всем я виню только себя и тех, кто в ливанской церкви десятилетиями промывал нам мозги, пел песни о "великой родине", о "древней Армении" и о "необходимости умереть там". Представляете, элементарно нас кинули?! Нагло обманули и отправили под удары, снаряды азербайджанцев?! Мы, как глупые дети, повелись на эти уговоры и решили "переехать в армянский Иерусалим - Карабах". И азербайджанцы показали нам в ноябре какая эта земля "древняя армянская". Армия наша убежала, как в городе послышались первые выстрелы. Санитары, которые свозили раненных с окрестностей города, в ужасе говорили, что азербайджанцы «наступают как зомби». Не представляю такого страха, никогда не был свидетелем такого ужаса, хаоса и паники среди вооруженных людей. Каждый пытался спасти свою шкуру. Я ещё ребенком помню бомбежки Бейрута, гражданскую войну, когда шла война прямо в городе, а с воздуха бомбили целые кварталы. Даже тогда в Ливане я не видел такого страха и паники. Это в самом деле был настоящий кошмар. Я считаю это настоящим проклятием, которое обрушилось на головы армян спустя много лет тишины и спокойствия. Теперь я хочу от правительства Армении получить ту сумму, за которую я продал свою квартиру в Бейруте, и скорее уехать отсюда... Беда в том, что армянская церковь, куда все армяне - кто ежемесячно, кто ежегодно, деньгами помогает, тоже со своего огромного капитала ничего не делает для нас. Зачем мне тогда такая церковь, для зомбирования нас?! По всему миру, священники армянских церквей рассказывают армянам сказки, внушают нам всем, что мы "избранный народ", существуем чуть ли не с самого сотворения богом земли, что нас не победить! Спрашиваю теперь: куда смотрит церковь, почему молчит руководство в Эчмиадзине? Кто ответит за это бесчеловечное преступление? Пускай выходят и перед народом объявят: кто враг всех армян и кто привел нас в такое состояние", - с горестью говорит обманутый ливанский армянин Креян.

По данным добровольцев, которые работают на организацию, некоторые фонды и кружки собирают деньги для помощи больным. Ираванцы не только с раздражением, но и с неприкрытой ненавистью относятся к карабахцам. Имеют место частые споры и драки, в результате чего городская полиция вынужденно создала в этом районе города новое полицейское отделение.

"Дома ираванцев, которые построили за последние 10 лет в этом районе, соседствуют с трущобами. Супермаркет и другие общественные объекты на улице Конд используют и жители Еревана, и пришлые бедняки. Часто на маленьком базарчике спорят "городские" с переселенцами. Нас так и называют - "пришлые", - недоумевает Саркис Григорян, пожилой человек, сын которого числится пропавшим в 44-дневной войне. А он с женой был вынужден освободить дом, который был незаконно присвоен ими в 1995 году в городе Губадлы.

"Я был ветеринарным врачом на свинокомплексе в Масисе. В годы первой войны мы возили в Карабах мясо для военных. После окончания войны Роберт Кочарян всем нам предлагал взять себе любой понравившийся дом, оставленный азербайджанцами в Карабахе и окрестностях, и поселится в нем. Директор нашей фермы уговаривал меня поехать туда и выбрать место для создания филиала комплекса, да еще обещал назначить его директором. Я решил переехать в Губадлы. И там началось строительство фермы, но вскоре директор умер от инфаркта и строительство свернули. Живкомплекс "приватизировал" какой-то чиновник и постепенно уничтожил животных. Позже территория комплекса была сдана в аренду под склад стройматериалов. А я, с женой и годовалым ребёнком на руках, продав свой дом в Масисе, оказался без работы в городе-призраке Губадлы. Нам некуда было деться, остался там и разводил свиней. Продавал военным свинину и, хоть и туго, но жил тут до второй войны.

После 2010-го развернули программу по строительству домов и квартир для т.н. "репатриантов". Много семей переселили из Армении, Ливана и Сирии. Сами подумайте, после оккупации этих районов практически разобрали новые и пригодные для жизни дома азербайджанцев, и к 2010 году уже в этих районах ни одна постройка не уцелела. Города и деревни лежали в руинах. А потом откуда-то им в голову пришла идея заново построить дома. Да зачем надо было разрушать все, что было там? И какой смысл строить там дома, ведь все равно не удалось заселить их за последующие 10 лет. Люди взяли ключи от этих домов, потом начали искать желающих купить их. Или летом некоторые приезжали собрать фрукты в садах азербайджанцев, когда в разгаре был сезон консервирования компотов и варенья. Теперь вот уже я пожилой человек, с больной онкологией пожилой женой, оба не знающие ничего о судьбе своего единственного ребенка, которого с таким трудом вырастили. И вот в этой душной комнате трущобы мы проживаем свои последние годы, месяцы, а может даже и последние дни своей жизни", - рассказал убитый горем пожилой армянский свиновод.

75-летняя Сюзанна Мартиросян, уроженка Ходжавендского района, которая переселилась туда из Ханкенди вместе с мужем в 1980-м году по госпрограмме и стала работать учительницей армянского языка в азербайджанонаселенном поселке Туг, куда также были переселены несколько армянских семей, не может сдерживать слезы. Она после переселения в Ираван зарабатывает на жизнь, продавая всякие безделушки, семечки, жевачки, ремни, целлофановые пакеты на базарчике, расположенном на улице Конд.

"У меня родились двое дочерей. Муж во время Первой Карабахской был военным врачом. В 1994 году он погиб в автокатастрофе. Потом я переехала к брату в Гадрут и поселилась в оставленном азербайджанцами частном доме. Продолжала преподавать в школе №1 в Гадруте. Одна вырастила дочерей. Повзрослев, они обе уехали из Карабаха. Сперва хотели обустроиться в Ираване, но не смогли. Потом переехали в Россию. Теперь обе живут и работают в России. А я тут поселилась в доме родственников, который они построили "на всякий случай", а сами живут в Краснодаре. И живу тут, и присматриваю за их домом. Из-за кризиса в России тоже дела плохи. Уже 4 года дочки не могут приехать ко мне. С каждым годом становится грустно и невыносимо. Сколько мне осталось жить-то, сынок? Да и какой смысл в такой жизни? Местные обзывают нас «карабахскими дармоедами». Проклинают Кочаряна, его окружение и всех карабахских армян. Нас всех считают трусами и дармоедами. Попробуй, сделай какое-то мягкое замечание местному или не так посмотри на него, то на тебя сразу обрушивается шквал оскорблений и проклятий. Они нас проклинают за то, что из-за нас погибли их дети. Не раз было, когда ходили с дальней родственницей посетить могилу ее молодого сына, который погиб в сентябре 2020 года в Физули, там местные женщины нас подвергали оскорблениям. А когда защищаешь себя и произносишь хоть одно слово в ответ, говорят: "Трусы, нечего тут петушиться и повышать голос на нас! Катитесь туда, откуда приехали! Вам, что, пригласительные разослали?! Трусливые дармоеды!". Это хуже, чем смерть, сыночек, поверь. После каждой стычки с местными я хочу покончить собой, чтобы больше не встречать утро в этом городе", - рыдает пожилая Мартиросян, которую сразила кара небесная.

Как сообщают активисты, одна из самых масштабных массовых драк между ираванскими и карабахскими армянами произошла на территории бывшего студгородка, где поселились приехавшие из Карабаха.

"Словесная перепалка и взаимные оскорбления переросли в массовую драку. Пришлось вызвать полицейскую спецроту и разнимать дерущихся. С обеих сторон около 20 человек получили травмы и резано-колотые ранения. На фоне всего происходящего, поток людей из Карабаха усиливается. Трудоспособная часть населения ищет способ перебраться в Россию. По словам самих жителей Ханкенди и других районов в Карабахе там каждый второй твердо намерен не зимовать в Карабахе и готов продать свой дом и имущество, чтобы катиться ко всем чертям оттуда", - сообщает Информационно-аналитическому порталу Armiya.az волонтер организации по защите прав переселенцев.


Кавказ Омаров



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: