«И второе правило - вы должны переносить войну на чужую территорию!» - Тарас Черновил об ударах ВСУ по РФ

2023/08/pskov-1693497919.jpg
Прочитано: 1133     19:57     31 АВГУСТА 2023    

С начала текущего года на территории России и оккупированного Крыма было зафиксировано более 190 атак с использованием беспилотных летательных аппаратов


При этом самая масштабная операция была зафиксирована в ночь на 30 августа, когда на псковском аэродроме было повреждено 6 самолетов ИЛ-76, 4 из которых не подлежат восстановлению. К тому же, дроны регулярно прилетают и в саму столицу РФ, более того, попадают в самое сердце, как это было несколько раз с Москва-Сити. Украинская сторона ни разу не взяла на себя ответственность за эти «прилеты» и продолжает таинственно молчать. Так кто же за ними стоит, к какому результату могут привести эти атаки и как они могут повлиять на ход войны?

С этими вопросами киевский корреспондент Armiya.az обратилась к известному украинскому политологу, в бывшем – народному депутату многих созывов Тарасу Черновилу.

- Тарас Вячеславович, каждый день мы слышим об атаках дронов территории РФ. Сегодня – не исключение. Мэр Москвы очередной раз сообщил о сбитом дроне на территории столицы. А спецоперацию на псковском аэропорту в ночь с 29 на 30 вообще называют самой успешной за 2023 год! Какова все-таки главная цель таких атак – дестабилизировать общество и привести к серьезным волнениям на территории РФ, или приведении их боевой мощи в упадок?

- Существует несколько правил, без которых нельзя победить в войне. Первое из них – вы должны наступать. В обороне никогда нельзя победить, и когда у нас был довольно длительный период обороны после удачных осенних наступлений прошлого года, все понимали: пока ВСУ не пойдут в наступление, не будет даже надежды на результат. И второе правило - вы должны переносить войну на чужую территорию – без этого война будет бесконечной, она может просто перейти в фазу меньшей интенсивности. Это совсем не обязательно должны быть сухопутные войска, которые продвигаются в сторону Красной площади. Нет, достаточно, чтобы уничтожался потенциал, уничтожалась инфраструктура, чтобы нагнетались панические настроения и прочее. То есть, любые способы ведения войны на чужой территории просто необходимы для того, чтобы война когда-то закончилась. Это первый и главный момент. Второй момент – какие цели мы преследуем? На самом деле мы в Украине тоже слишком многое не знаем. Мы не знаем окончательно, кто поджигает многочисленные российские предприятия, а их сгорает сейчас раз в восемь больше, чем было в обычное время. То есть, это не просто российский хаос, не просто кто-то покурил не в том месте - происходит что-то целенаправленное. Мы не знаем точно, работа ли это украинских диверсионных групп, это их какие-то политические партизаны, которые работают в связке с украинской разведкой, это их активизировавшиеся акции протеста или бизнес разборки - неизвестно. Что касается атак – тут тоже много вещей, о которых мы можем только догадываться. Понятно только одно: определенная часть из них направлена из территории Украины или же это скоординированные с нами действия неких людей, находящихся на территории России.

- Псков находится в более 1200 км от границы Украины. У нас есть технически возможности поражать такие дальние цели?

- У Украины есть возможности, чтобы поражать цели и до Урала. Вспомните удар по аэродрому Энгельс – он был нанесен еще советским беспилотником «Стриж». Это хорошая техника, зря от нее слишком рано отказались. И определенная часть этих «Стрижей», кстати, также неизвестно сколько, до сих пор сохраняется на территории Украины. Другое – это морские беспилотники. Сейчас использовались разработки, возможно, самых лучших беспилотников в мире. Информация о них также засекречена по понятным причинам, но я думаю, что их дальность уже может обеспечивать удары по любым точкам в акватории Черного моря. Что касается воздушных аппаратов. Тут тоже самое - пока что большинство информации о них под грифом «секретно». Мы немножко больше знаем о разведывательных дронах, например, «Посейдон». Там мы приблизительно понимаем расстояние, на которое они могут залетать и на котором могут работать. И речь идет уже не о сотнях километров, а о тысячах километров. Об ударных дронах меньше информации публикуется, поскольку сейчас это очень злободневно. Причем, все это наработки буквально последних месяцев. В данном случае мы можем только догадываться, что порог 1000 км для ударных дронов уже перейден. То есть, на самом деле, доставать до Москвы они могут реально, могут ли они доставать до Пскова, где произошла очень серьезная атака? Пока что вопрос.

Многие говорят, что для того, чтобы обойти московское ПВО, им нужно было пролететь через территорию Беларуси. Это возможно? Да, возможно, потому что белорусского ПВО как явления не существует. Больше всего удивляет точность. Слушайте, попасть за 1000 км в такие точечные цели, как отдельные самолеты и уничтожить конкретные самолеты – для этого нужна хорошая система наведения. Насколько я понимаю, система наведения, которая сейчас устанавливается, дает возможность интеллектуально самому дрону избирать объект атаки. То есть, он наводится на какой-то более широкий объект, тот же аэродром, и при подлете к аэродрому дрон уже сам определяет по изображению, по аналитике объект, который он будет атаковать. Оказывается, искусственный интеллект работает. А это спасает от самого главного – от системы РЭБ (радиоэлектронная борьба). Потому что самая главная проблема – это не то, чтобы дрон долетел, и даже не то, чтобы он попал, а чтобы он не был перехвачен или отклонен РЕБом. Ведь не обязательно дрон сбивать – его можно отклонить и куда-то там на пустую территорию направить, где он разобьется. Для этого и создается новое поколение дронов. Там самые разные модели - даже бумажные беспилотники, пропитанные специальным раствором, и те сегодня уже используются. Их вообще не видит российское ПВО. Они могут наносить довольно таки болезненные удары – как военные, так и психологические.

- Продолжая тему удачной спецоперации по Пскову – не много, не мало, но было уничтожено 5,5% самолетов ИЛ-76, имеющееся в России на вооружении. В год в РФ могут производить 5 ИЛ-76. И что характерно, из систем ПВО там использовались только пистолеты и автоматы. Это что за такая «лучшая система ПВО в мире», как они утверждают?

- В данном случае они показали полную свою никчемность. Но дело даже не в Пскове, самое главное – это удары по Москве! Казалось, это невозможно от слова вообще. Но оказывается, это можно было сделать!

- Причем не раз, это постоянно повторяется.

- А по военным объектам? Два раза в течении недели попасть по аэропорту Энгельс? Как такое возможно? Допустим, первый раз они не знали, не думали и даже представить такого не могли. Но после того, как раз попали, к вам второй раз прилетает тот же самый «Стриж». А это сложный аппарат, по существу реактивный самолет, его полет легко прослеживается, его можно увидеть, услышать по всей дальности передвижения от Украины до самого места попадания. Знаете, у меня есть не полная картина, а только схематические предположения. Скажем, есть такое понятие, как клистроны. Еще при президенте Порошенко была история, что какие-то наши умельцы, действия которых, конечно же, координировались властью, вышли на российских – мы их еще с советских времен называли прапорщиками, на самом деле это уже генералы - которые воруют и торгуют российским оружием. В России все воруют и торгуют. Закупали ведь тогда не только танковое оборудование, которого у нас не было, и возобновляли украинские танки, но закупали также и клистроны, которые повышают во много раз точность и избирательность систем ПВО. Вот наши покупали, а те ведь откуда-то их снимали? В России, я так понимаю, систем ПВО в резерве, которые стояли на складах, не было.

То есть, снимали с тех, которые были на боевом дежурстве. Сколько их было продано – никто не знает. К сожалению, российская агентура проснулась и сдала эту схему. Если бы это продолжалось, я думаю, что российское ПВО осталось бы без глаз. А так перекрыли эти поставки, посадили этих генералов. Продано было десятки, а может сотни клистронов. А это значит, что десятки или сотни систем ПВО оказались полуслепыми или слепыми и они уже не могут интеллектуально избирать цель и ее вести. Это была шикарная спецоперация. Жаль, что не успели довести ее до конца. К тому же, в подобных приборах всегда есть определенное количество драгоценных металлов. И вы можете представить, чтобы российские офицеры, которые, скажем, контролируют эти блоки, не залезли туда, не сняли, условно говоря, пол килограмма золота и не перепродали его? Если они могли это сделать, то они это и сделали. Поэтому можно предположить, что большая часть российских систем ПВО довольно-таки основательно раскурочена. Кроме того, оборудование продавали в Индию, в какие-то азиатские страны – там с руками и ногами забирали их. Поэтому фактор «российского прапорщика», который продает все, не последний союзник Украины для того, чтобы их ПВО не смогло нормально перекрыть свое небо. Конечно, это не главное, но и не последний фактор.

- Если говорить о психологическом моменте – каким образом эти постоянные дроновые атаки могут повлиять на людей? Мы видим по телеграмм-каналам, с каким ужасом в России созерцают эти взрывы. К чему этот страх может привести? Дестабилизация в обществе может произойти? Особенно у военных, особенно у тех, кто подлежит мобилизации?

- Что касается страха и паники, я бы не преувеличивал. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что к этим атакам очень быстро привыкаешь. Я помню первые недели войны у нас, какая паника была. А после этого я лично даже забыл, чтобы как-то реагировал. Ни разу за всю большую войну даже в убежище не сошел. Это не правильно, но к этому привыкаешь, только вызывает еще большую ненависть у нас. И мне кажется, что в России тоже привыкают. Первые удары у них вызывали просто дикие истерики – когда по Белгороду начали прилетать. Причем, мне кажется, что по Белгороду это были не наши, а их неудачные пуски – Искандеры, направленные на Украину, не долетали, и просто падали на сам Белгород. Первые прилеты на Москву также вызвали истерику. А дальше смотрят – жертв нет. Ну, Симонян там истерику регулярно устраивает. Так народ только тешится. Прилетело по Рублевскому шоссе? Хорошо, красавцы украинцы, влупили по тех, кого мы ненавидим.

Знаете, в России не слишком высока цена человеческой жизни и нет ощущения общей солидарности. Мне, например, больно, когда я узнаю о разрушенных предприятиях на юге Украины, по которых Москва лупила со всех сил. Могу себе только представить, что чувствует фермер или трейдер, который вложил все свои ресурсы, набрал кредитов, и его бизнес полностью уничтожили. А у россиян не думаю, что очень силен момент эмпатии к своим. Там это не воспитывалось. Там совок намного глубже сидит. И в общей массе там нет панических настроений, разве что у тех, кому есть что терять. Той самой высшей элиты, которой стало страшно, что и недвижимость теперь может пойти вниз, и за свою жизнь бесценную страшно. А тем, для кого жизнь ничего не стоит – умереть от водки или украинского дрона – разница небольшая. Поэтому я бы на это не рассчитывал. И долго лупить по Москве дорогими дронами нам тоже нет смысла - мы теряем огромные деньги, ресурсы и технические средства в холостую.

Нужно начинать лупить прицельно по серьезным предприятиям, выбирать болезненные точки, например, по трансформатору на каком-то предприятии. Мы его выводим из строя, и вдруг охлаждаются цеха, домны, мартены, и предприятие уничтожено. Удары по нефтебазам, по флоту в Новороссийске, Туапсе – вот что сейчас самое важное. И фактор недовольства в высших кругах будет иметь больший эффект, когда они начнут грызться между собой. Пока Путин жив – все эти страсти глушить он способен. Но когда его не станет и они вцепятся друг другу в горло – это очень серьезно может повлиять на то, чтобы у них пошла серьезная заворушка, вплоть до гражданской войны.


Ярина Лазько, специально для Armiya.az из Киева



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: