«Над Карабахом по-прежнему висит угроза новой войны»
В Баку открыто говорят о том, что «проведение военной операции по разоружению сепаратистов — вопрос времени». Речь идет о «демилитаризации» армянских вооруженных отрядов, которые еще остаются в Карабахе. Война неизбежна? Или же все проблемные моменты еще можно решить дипломатическим путем?
Об этом киевский корреспондент Armiya.az поговорила с военным экспертом Владиславом Селезневым.
- Владислав, азербайджанские обозреватели все чаще говорят, что новая война витает в воздухе. Можно ли избежать нового военного противостояния?
- В последнее время мы наблюдаем обострение ситуации в районе Карабаха. И связано это с тем, что на этой территории прошли выборы в абсолютно незаконный способ. Для всего мирового сообщества очевидно, что Карабах – это территория Азербайджана, соответственно, общественный порядок и определение органов местного самоуправления – это прерогатива правительства Азербайджана. Но поскольку до сих пор там действует никем не признанная власть, это привело к эскалации. Я думаю, что в ближайшее время будет проходить процесс снятия высокого уровня напряжения за счет переговорных треков. На днях появилась информация, что Турция готова выступить посредником переговоров в четырехстороннем формате – Азербайджан, Армения, Турция, Россия для того, чтобы решить эти вопросы. В принципе, возможности для реализации и ликвидации этого кризисного момента с Карабахом путем переговоров достаточно высоки. Будут ли они реализованы?
- В этом и вопрос. Азербайджан до сих пор рассчитывает на заключение мирного договора с Арменией до конца года. Об этом в интервью ТАСС заявил помощник президента Хикмет Гаджиев. Можно ли надеяться на то, что армянское правительство в конце концов не только согласится, но и будет придерживаться условий мирного договора?
- Готовность к мирному разрешению Карабахского кризиса демонстрирует и правительство Армении. Но заявлять и действовать – это разные вещи. Мы помним тридцатилетнюю историю переговорного процесса в Минском формате в части разрешения Карабахского вопроса, который не привел ни к чему. И только успешная контртеррористическая операция Азербайджана позволила кардинально разрешить его. Но цель полностью не была реализована, потому как миротворческая миссия российской армии не позволяет окончательно расставить все точки над «і». Азербайджанская сторона не видит серьезного продвижения по реализации плана разоружения незаконных военизированных формирований на территории Карабаха и, соответственно, полное возвращение все еще оккупированных территорий под контроль Баку. Если же переговорный трек не сработает, Азербайджан вынужден будет провести мероприятия по разоружению незаконных военизированных формирований на суверенной территории посредством своих Вооруженных Сил.
- Мандат миротворцев в Карабахе заканчивается в 2025 году. Но мы по своему личному опыту знаем, что россияне так просто не уходят – им выгодны локальные конфликты. Или же в данном случае эта миссия будет прекращена через два года, как считаете?
- Если российские миротворцы по соглашению будут пребывать с миссией до 2025 года, то ситуация в состоянии «тяни-толкай» может пребывать еще на протяжении двух лет. А это все сопряжено с регулярными приграничными стычками, с гибелью военнослужащих… К сожалению, миру и стабильности наличие контингента миротворческой армии РФ на территории Карабаха не способствует. Что делать? Наиболее щадящий вариант, как я уже замечал выше – это вариант переговорного трека. Если переговоры будут провалены без каких-либо вариантов, то необходимо решать проблему более радикальными методами.
- Абсолютно четко можно понять позицию президента Алиева, который не готов на широкие жесты. Азербайджан и азербайджанцы в течение десятилетий подвергались унижениям со стороны армян. Ведь те не только победили в войне начала 1990-х, но и оккупировали полностью или частично семь других прилегающих к Карабаху районов Азербайджана. Из этих районов были вынуждены бежать около миллиона мирных жителей. Тем более, мы все помним, какие зверства открылись глазам после освобождения территорий Карабаха – армяне опустошили некогда процветающий край и не брезговали даже святым - мечети превращали в свинарники и коровники. Мы то знаем, как тяжело будет простить и пожать друг другу руки.
- Безусловно, конфликт и его последствия будут очень долгое время влиять на межгосударственные и межнациональные отношения. Но в этом плане мне симпатична и близка позиция Азербайджана, которая декларирует следующее: они готовы интегрировать армянских жителей Нагорного Карабаха в социально-культурное и общественное пространство Азербайджана при условии, что те будут придерживаться цивилизованных правил и действовать в рамках национального законодательства Азербайджана.
- Теперь вернемся к пессимистическому сценарию. Ильхам Алиев и до начала войны в Украине был уверен в своих силах – это показали результаты 44-х дневной войны. А теперь получил дополнительный козырь: российская агрессия против Украины отвлекла и Москву, и Запад от Южного Кавказа, а также укрепила международное сообщество в убеждении, что принцип территориальной целостности важнее интересов сепаратистского меньшинства. Даже Армения отказалась от требования формального отделения Карабаха от Азербайджана. Все-таки, воспользуется президент Алиев шансом поставить точку в освобождении азербайджанских земель?
- Пока, по крайней мере, в публичной риторике я вижу готовность и Армении, и Азербайджана к мирному урегулированию вопроса НК. Но будет ли эта риторика трансформирована в конкретные действия? В первую очередь здесь у меня возникают вопросы к готовности правительства Армении поступать таким образом, как они это декларируют. Или же это все разговоры ради разговоров? Думаю, что октябрь-начало ноября покажут, что будет происходить дальше. Все прекрасно помнят, что 44-х дневная война началась после соответствующих провокаций ВС Армении и была трансформирована в то, что большая часть Азербайджана, оккупирована армянской армией в 1992 году, была освобождена в ходе военной операции.
- Почти наверняка у армянских боевиков есть тяжелое вооружение. Но азербайджанская армия сейчас очень сильна, да еще и имеет такого мощного союзника в лице Турции. В случае новой азербайджанской операции, все потуги незаконных военных формирований будут выглядеть как самоубийство! Или, понимая свою беспомощность, боевики будут массово сдаваться в плен, как в истории с российскими военными на территории Украины?
- Мы должны понимать два очень важных момента. Первое – в этом конфликте, как мне кажется, миротворческий контингент России работает на стороне незаконных вооруженных формирований Карабаха. Мы неоднократно видели фото и видеофиксацию сопровождения военных машин якобы миротворческого подразделения. Соответственно, ресурсы у парамилитарных образований на территории Карабаха, я думаю, есть. И ресурсы не малые. Ведение боев в горной местности – это один из самых сложных видов боевых действий, сложнее, пожалуй, только боевые действия в городской застройке. Безусловно, это будет создавать достаточно серьезные проблемы для ВС Азербайджана в случае, если они решат проводить очередной этап контртеррористической операции. А если они борются с незаконными вооруженными формированиями, значит, де факто, борются с террористами. Поэтому я думаю, что если ситуация получит милитарное продолжение, то оно будет осуществляться путем использования высокотехнологичного оборудования, вооружения, техники. Мы помним, насколько эффективно показали себя Байрактары, уничтожая ВС Армении в ходе 44-х дневной военной кампании. Думаю, что и в этот раз будет задействован комплекс современной техники, вооружения плюс профессиональные действия азербайджанского спецназа, который способен проводить операции в уникальных и очень сложных обстоятельствах, реализовывая миссию по освобождению своих населенных пунктов.
- Взятие Шуши тому яркий пример…
- Конечно. В этом смысле, я думаю, очень симптоматичным будет поведение ВС РФ, тех самых миротворческих подразделений – в какую сторону они будут стрелять.
- Кстати. С начала войны в Украине Россия ведет себя в Карабахе на удивление пассивно, что сильно контрастирует с заявлениями, которые Путин делал после войны 2020 года. О чем это говорит? Россия увязла в войне с Украиной, или заключила тайные соглашения с Баку?
- Дело в том, что Россия большую часть своего контингента, который находился в Армении на военной базе Гюмри, вывела и использует его в так называемой сво (специальной военной операции, как они это называют) на территории Украины. Поэтому у них просто технически нет ресурсов, чтобы обеспечить более действенное влияние на разрешение конфликта на территории Карабаха.
- Устами некоторых провластных политологов и депутатов в инфопространство Армении просочилась информация о том, что РФ якобы готовит переворот в Армении, что спецслужбы России с помощью «пятой колонны» попытаются свергнуть Пашиняна. Возможен ли такой сценарий?
- Я такой вариант не стал бы исключать по одной простой причине: Пашинян как премьер-министр Армении, крайне невыгодная политическая фигура. Достаточно вспомнить пример Грузии, насколько нынешнее промосковское правительство интенсивно и рьяно содействует всем мероприятиям, которые организовывает и проводит Москва на территории этой страны. Безусловно, Москва была бы заинтересована в таком же промосковском правительстве на территории Армении. И именно поэтому Никол Пашинян пытается заручиться поддержкой коллективного запада, потому что совершенно четко понимает, что ОДКБ и иные формации и коммуникации с Москвой не работают. ОДКБ, которое было призвано защитить Армению как непосредственного участника этого оборонного союза, не сработало от слова совсем. Поэтому разочарование со стороны правительства Еревана в действиях или бездействии со стороны РФ очевидно и, в конце концов, будет расформировано в более разноплановую коммуникацию Армении со странами ЕС. Тем более, в Европе у Армении есть очень серьезное лобби – это правительство Франции. Я думаю, что с упором на их поддержку Армения и будет далее действовать. Если союз не работает с Москвой, то они вынуждены искать иные формы, более, на их взгляд, эффективные.
- Сейчас на стороне Украины воюет очень много азербайджанцев и грузин. На вопрос, зачем им это нужно, ведь в своих странах полно проблем, отвечают: победа Украины автоматически будет означать освобождение и их оккупированных земель. Согласны с таким утверждением?
- Чтобы достичь цели, необходимо пройти весь маршрут, шаг за шагом. Уничтожение вражеской армии на территории Украины – это первый шаг в реализации мечты по деоккупации 30% территории Грузии, части территории Молдовы, возвращение всех земель в лоно матери-Азербайджана, по ликвидации РФ как страны, которая генерирует угрозу для всего европейского континента. Это не значит, что РФ должна быть уничтожена как страна. Но она должна быть избавлена военного потенциала, который может угрожать кому-либо. Приведу пример – Сумская, Черниговская, Харьковская области. Они уже достаточно давно были освобождены от российского военного присутствия, тем не менее, прилеты по приграничью со стороны РФ происходят постоянно. Почему? Потому что враг имеет технические возможности это совершать. Как только мы избавим противника от таких возможностей, вырвав у этого русского медведя клыки и когти, превратив его в косолапого мишку, тогда он уж точно не будет угрожать никому из стран европейского континента.
Ярина Лазько, специально для Armiya.az из Киева
Тэги: