Песочная карьера армянских генералов

2017/12/CEg7tcFWgAA0MmD_1512127708.jpg
Прочитано: 11095     19:15     01 ДЕКАБРЯ 2017    
В Армении наметилась тенденция к сворачиванию военной элиты, поднявшейся в условиях Карабахского конфликта. Если какой-нибудь историк лет через двести будет рассматривать постсоветские элиты, то он придет к выводу, что нельзя всех правителей этих стран грести под одну гребенку - пути у молодых независимых государств были разными. Однако во многих странах наблюдалась тенденция: вначале рулили национал-демократы, собиравшие гневные площади в конце 80-ых - начале 90-ых, однако затем их, не сумевших провести эффективные реформы, тихой сапой оттесняли представители иной генерации.

Нечто похожее произошло в Армении: к власти действительно пришли национал-демократические силы, возглавляемые бывшим политзаключенным, выходцем из зарубежных армян Левоном Тер-Петросяном. Полное романтики слово «демократический» не должно вводить вас в заблуждение относительно их нелюбви к Азербайджану - речь идет, скорее, об их антисоветской направленности и желании провести многопартийные выборы. На азербайджанцев Нагорного Карабаха, которые желали жить в своих домах в Карабахе, который бы находился в Азербайджане, их «демократия» не распространялась.

Но недолго музыка играла, Левон недолго танцевал. Постепенно в элиту просочились люди карабахского военно-криминального клана. Понимаете, почему клан я назвал военно-криминальным? Потому что все их «воинства» были сколочены из отрядов боевиков, а отряды боевиков - зачастую из уличных хулиганов или «солдат удачи» из диаспоры, ринувшихся в Карабах в поисках легкой наживы за счет разграбления коренного азербайджанского населения. Так уж устроена жизнь - оружие в критических ситуациях берут далеко не пай-мальчики. Точнее говоря, к таким отрядам позже могут присоединяться люди совершенно разного уровня интеллекта, воспитания, образования, но ядро его, как правило, составляют отчаянные, не слишком воспитанные парни, некоторые даже отсидевшие, знающие, где достать оружие и зачастую мотивированные желанием самоутвердиться при помощи этого оружия, а также пограбить, помародерствовать, в целом, обогатиться.



Именно это и произошло в Армении и населенных армянами пунктах Нагорного Карабаха. Военная инициатива оказалась в руках таких людей, как, например, Павел Манукян, Самвел Бабаян, Сейран Сароян, Сурен Хачатрян. Достаточно посмотреть на «облагороженные лики» этих людей, чтобы понять, из какой прослойки они вышли. К ним примкнули и представители перекрасившейся партийно-хозяйственной элиты - такие, как Роберт Кочарян, Серж Саргсян. Приехали «четкие пацаны» из-за границы, например, Жирайр Сефилян и Монте Мелконян. Судьбы всех этих господ, конечно же, в дальнейшем сложились по-разному - кто-то стал топ-менеджером в российской компании, кто-то гниет в сырой земле, а кто-то - с простреленной ногой парится на нарах в армянской тюрьме.



После заключения режима прекращения огня в 1994 году постепенно власть в Армении начала захватываться карабахским кланом. В 1998 году к власти в Армении пришел бывший лидер карабахских сепаратистов Роберт Кочарян. Неким «водоразделом», символизирующим о приходе во власть других людей, стал теракт в армянском парламенте, организованный 27 октября 1999 года. И хотя террористов арестовали и осудили, много правды о тех событиях мы, да и армянское общество, пока не знают. На свидетелей, владеющих ценной информацией, до сих пор оказывается давление, поскольку ниточки теракта вели на самый верх армянской власти.

Военно-криминальная клика постепенно стала коррупционно- олигархическо- криминальной. То есть сменила свою воинственность на принадлежность к коррупции и олигархии.

Я не стал бы устраивать экскурс в новейшую армянскую историю - поверьте, есть вещи поприятнее, если бы не два события: приговор бывшему командиру карабахских сепаратистов Самвелу Бабаяну и начало раскрутки нынешнего премьера Карена Карапетяна как претендента на будущее кресло премьера (в 2018 году).

Самвел Бабаян был обвинен в попытках ввезти в Армению зенитно-ракетный комплекс «Игла». Бывший матерый боевик был осужден по двум статьям - узаконивание полученного преступным путем имущества и принуждение к незаконному приобретению оружия и боеприпасов. Бабаян загремел за решетку на 6 лет.

Что до Карена Карапетяна, то газета «Жоховурд» опубликовала сведения, согласно которым в преддверии апреля 2018 года началась PR-кампания премьер-министра Карена Карапетяна. «Согласно Конституции, - отмечает издание, - фактическим руководителем страны будет премьер-министр Армении. Соответственно, ответственность за внешнюю политику страны, безопасность и оборону возложены на премьер-министра».

«Жоховурд» отмечает, что Карен Карапетян «никогда не касался вопросов, относящихся к внешней политике и деятельности силовых структур. Он никогда не говорил о том, как он представляет урегулирование Карабахского вопроса, не говорил о внутриполитической жизни, армяно-турецких отношениях, хотя и является вторым лицом правящей партии и претендует стать первым».



Могу ошибаться, но в преступном армянском истеблишменте наметилась определенная тенденция, противоположная той, что имела место в середине 90-ых, а именно - время «военной» элиты начинает истекать. Военная элита постепенно замещается гражданской, не связанной, хотя бы в силу своей молодости, с Карабахским конфликтом.

Классический «пиджак» Виген Саркисян, нюхавший не порох, а пыль кабинетов, занял кресло министра обороны. Существует вероятность того, что Серж Саргсян не займет кресло премьер-министра в 2018 году. Во всяком случае, он еще не принял решение. Или же не приняли решение его «кураторы» в Белокаменной. Пост главы государства - премьера - может занять человек из «Газпрома», топ-менеджер, сконцентрированный на экономике и никогда не увлекавшийся военной патетикой. Маргиналов же вроде оппозиционера Жирайра Сефиляна, Самвела Бабаяна или боевиков «Сасна Црер», устроивших мятеж в июле прошлого года, надолго упрятывают за решетку. Генералы, поднявшиеся на карабахском гребне - Манвел Григорян и Сейран Сароян, становятся все более частыми пациентами зарубежных врачей. Все активнее заявляет о себе «молодежь» правящей Республиканской партии - Эдуард Шармазанов, Армен Ашотян, Арпине Ованнисян, Тарон Маргарян.

Военный режим, а точнее, военная элита, «сворачивается», как цветок кактуса при заходе солнца. Из армянского общества постепенно уходит, вымывается военная повестка. Стиль «милитари» перестает быть модным. Армения не может больше быть страной цвета хаки. Военщина самоустраняется, это очевидно. Студенческая молодежь открыто протестует против призыва в армию. Серж Саргсян подписал закон об отмене отсрочек, однако, по признанию министра образования, по закону «возможен компромисс». Образованные люди все более начинают поглядывать в сторону Европы - в сфере подписания Ереваном рамочного соглашения с ЕС.

Отчасти демилитаризацию можно объяснить давлением Европы - сам Саргсян хочет, чтобы его страна, флиртующая с ЕС, выглядела более цивильно. Возможно, что процесс демилитаризации подталкивается и Россией - она тоже понимает, что народ устал от этой клики и хочет новых лиц. Именно поэтому в Армению и был командирован кризисный менеджер Карен Карапетян.



Формально это выглядит так, как будто Серж Саргсян постепенно избавляет армянское общество от военщины. Однако проблема в том, что он является одной из центральных фигур этой системы. Но, поверьте, и он устранится. Мой прогноз - после того, как будут смещены все эти бывшие боевики, придут новые люди и сместят его самого. Вариантов тут много - от мирных и лицемерно-почетных проводов на пенсию до суда и тюремного заключения, от бегства в Москву до получения Сержем церемониальной должности вроде главы какого-нибудь Фонда. Скорее всего, Саргсян тихо-мирно уйдет сам, так как поймет, что его время вышло. Поменялась эпоха.

В любом режиме, не способном к трансформациям, когда-то запускается подпрограмма самоуничтожения. И мы являемся свидетелями начала конца эпохи полевых командиров. Их песчаные карьеры рассыпаются.

Означает ли это, что в Армении придут к власти новые, более грамотные, более способные люди? Не думаю. Тот же Карен Карапетян активно разъезжает по регионам, имитирует бурную деятельность, но особого эффекта от его премьерства пока не видно. Если он не военный чиновник, то это еще не значит, что у него все «на мази» будет идти на гражданке.

Полагаю, что на окончательную смену суб-элит уйдет лет 5-7. Осмелюсь предположить, что для новой элиты, которая придет к власти в Армении, карабахский вопрос не будет центральным. Они более будут увлечены новыми, «западными» перспективами, попытками вытащить Армению из ямы, в которую ее завели «генералы», и, конечно же, набиванием карманов. Милитаризация для них будет не на первом месте приоритетов. Они будут в меньшей степени интересоваться Карабахом, так как их связь с этим азербайджанским регионом слабее.

И это хорошо для нас, так как увеличивается шанс восстановить историческую справедливость.

Октай Яхьяев


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Армения