Военно-политическое руководство Армении на краю пропасти

2020/11/pashi-1604904657.jpg
Прочитано: 1693     10:50     09 НОЯБРЯ 2020    

До начала войны в Карабахе как политическое, так и военное руководство Армении действительно считало, что оно проделало колоссальную работу по организации и обеспечении обороны Нагорного Карабаха. Оно было уверено, что прорвать подобную оборону не под силу даже армиям супердержав. Оно считало, что полномасштабной войны в Нагорном Карабахе не будет или по крайней мере её задушат прямо на колыбели. А для четырех- или пятидневных боевых действий выстроенная армянами оборона более чем достаточна.


Да, безусловно, армяне могут врать и твёрдо верить в свою ложь, в чем можно легко убедиться, прочитав различного рода псевдоинформации о ходе боевых действий, представленных официальными представителями Минобороны Армении. Всё правильно. У них просто другого выбора нет. А общественность успокаивать надо.

Контрнаступательная операция Азербайджанской Армии с нанесением массированных ударов по различным направлениям фронта, впоследствии перешла на более серьезную по своему масштабу операцию, а именно – освобождение оккупированных территорий и восстановление территориальной целостности страны. Другими словами, это также можно назвать процессом вывода оккупационных сил из оккупированных районов Азербайджана, что в свою очередь обеспечивает выполнение соответствующих резолюций СБ ООН.

Столкнувшись с полномасштабной военной операцией с привлечением различных видов и родов войск Азербайджанкой Армии, оснащенных высокоточным оружием и новейшей военной техникой, армянское военно-политическое руководство поняло, что целью этих боевых действий является не только овладение выгодными рубежами, стратегическими высотами и важными позициями, но также и освобождение из-под оккупации всего Нагорного Карабаха и всех прилегающих к нему районов. То есть всё, что было оккупировано армянами в 90-х годах прошлого столетия. Осознав после этого безвыходность положения дел, военно-политическое руководство Армении обозначило для себя главные задачи: максимально удерживать позиции, пусть даже ценой жизни своих солдат и генералов. Однако, триумфальный прорыв линии соприкосновения войск, а впоследствии и линии обороны армянских вооруженных сил, серьезно напугал военно-политическое руководство Армении и превратил Азербайджанскую Армию в его глазах в грозную силу, которой удалось нанести сокрушительный удар по основным силам и позициям противника.

В отличии от четырехдневных апрельских боев 2016 года, которые были приостановлены посредническими усилиями России и завершились взятием подразделениями Азербайджанской Армии стратегических высот и установлением контроля над рядом территорий, нынешние операции предусматривают не только полное освобождение всей оккупированной территории и установления надежного контроля над ней, но также и принуждение противника к прочному миру. То есть это не заключение очередного соглашения о каком-либо новом режиме прекращения огня, а именно подписание мирного соглашения после полной деоккупации, требования которого будут беспрекословно выполняться обеими сторонами. Да, сейчас тяжело в это поверить, однако, если этому принуждает ситуация, то, это вполне возможно. Ну, впрочем, это не предмет обсуждений, а дело техники.

В ходе боев, которые продолжаются больше месяца, вооруженные силы Армении потеряли порядка 65-70 процентов вооружения и военной техники, не говоря уже о живой силе, реальные данные о которой многократно превышают официально представленные. Да, все эти потери понесли именно вооруженные силы Армении, так как 1-я общевойсковая армия, которую все предыдущие и нынешний преступные режимы в Нагорном Карабахе называли «армией обороны», а также её стрелковая, мотострелковая и горнострелковая дивизии, которые, можно сказать, разгромлены в пух и прах, фактически являлись и являются воинскими частями вооруженных сил Армении. И все кадровые перестановки в этом вооруженном формировании производились по приказу министра обороны Армении. А указы «президентов» Нагорного Карабаха о назначении того или иного командующего («министра обороны») «армией обороны» – были всего лишь дублирующими документами приказа министра обороны Армении. Ну, впрочем, это уже не так важно, поскольку в очень скором времени это не будет представлять никакого значения.

А вот после существенных потерь противника в боях как в живой силе, так и в боевой технике, на повестку дня военно-политического руководства Армении встает вопрос обороноспособности страны, о чем ему придется серьезно побеспокоиться. Восстановить утраченное – дело нелегкое. К тому же ещё не известно, будет ли после этого диаспора поддерживать Армению в прежнем объеме. Думаю, сегодня ещё рано отвечать на этот вопрос, поскольку и у диаспоры возникнет немало вопросов к нынешнему руководству Армении, политический курс которого создает для страны одни проблемы. А после этого проблем у Армении как в политическом, экономическом, военном, так и в социальном и демографическом плане будет ох как много. Нынешнее руководство погубило страну не только в вышеуказанных сферах, оно, спровоцировав полномасштабную войну с Азербайджаном, также парализовало жизнедеятельность и рост численности армянского населения, которое и без того испытывает трудности в репродуктивном развитии. А возвращение к нормальной жизнедеятельности после продолжительной войны требует поэтапное преодоление определенных трудностей. Стоит только подумать…

Ведь после завершения войны начнется ещё процесс постконфликтного восстановления, которое требует выполнение большого объема работы и немалых финансовых затрат для восстановления военного потенциала и реабилитации участников войны. К тому же процесс разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, а в случае Армении это – ополченцы, которые по окончании войны в гневе могут прибегнуть к вооруженному восстанию для свержения власти Пашиняна, необдуманные действия которого привели к гибели тысячи армян, ослаблению обороноспособности страны и позорному поражению армянских вооруженных сил, скорее всего будет сопровождаться локальными боестолкновениями. Это, в свою очередь, может привести к гражданской войне, так как не все силы в Армении смирятся с поражением на войне.

А ведь будь Пашинян хоть чуточку поумнее, то всего этого могло бы и не быть. Войны можно было избежать, если бы руководство Армении заняло более конструктивную позицию в поисках решения конфликта. Однако, оно, как стало видно, прибегая к различным провокациям как на политическом, так и на военном уровне (на линии противостояния войск), выбрало путь войны, за что и было наказано.

С приходом к власти Пашиняна в Армении произошел ряд изменений, а именно - увеличилось число репрессивных действий в отношении представителей интеллигенции и оппозиционных сил, существенно ухудшилась и без того провальная социально-экономическая ситуация, республика стала политически неинтересной как для союзников по ОДКБ и ЕАЭС, так и для мирового сообщества в целом из-за утраты доверия и уважения к её лидеру. А серьезные проблемы, связанные с психикой этого человека, а именно его необдуманные и бестактные действия обернулись для Армении как политическим и экономическим, так и гуманитарным бедствием.

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что после огромных и непоправимых потерь в живой силе и военной технике, которые Армения понесла в ходе все ещё продолжающихся боев, а также потеря территории, которую Армения держала под оккупацией в течение почти 30 лет, свержение Пашиняна – это лишь вопрос времени!

Полковник-лейтенант запаса Рашад Мамедов, специально для Armiya.az



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: