Байки об армянской армии, или Хорошая мина при плохой игре

2018/05/img_9087_363_1526708865.jpg
Прочитано: 3473     14:00     19 МАЯ 2018    
В Армении не утихают страсти вокруг заявления премьер-министра Никола Пашиняна о том, что официальный Ереван является стороной Карабахского конфликта, а также о необходимости привлечения к переговорному процессу карабахских сепаратистов. Дело дошло до того, что по данному факту высказались бывшие президенты Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян, а также экс-министр обороны Виген Саркисян.

Свое слово решил высказать и аналитик армянского сайта 1in.am Арам Аматуни. Так, в статье «Императив общественного заказа: как не оставить Баку никакого выхода из тупика» он грезит о «генерации весьма конкретного переговорного ресурса», иными словами вовлечения сепаратистов Карабаха «как полноценной стороны в переговорный процесс».

По мнению Аматуни, в «этой новой ситуации Армении необходимо формирование новой концепции». При этом автор отмечает, что «новая ситуация возникла после апреля 2016 года, когда армянская армия, усмирив агрессию Азербайджана, в то же время «очистила» процесс урегулирования от следов предыдущих дипломатических ошибок, пробелов, промахов и армянской дипломатии дала возможность открыть новую страницу».

Хотя многие армянские эксперты, включая Аматуни, тешат общество байками о том, что апрельская война 2016 года была неудачной для Азербайджана, факты говорят об обратном. Азербайджанская Армия освободила от пяты оккупантов 2000 гектаров, заняв стратегические высоты. Через пару недель после прекращения военных действий тогдашний президент Армении Серж Саргсян освободил от занимаемых должностей заместителя министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Алика Мирзабекяна, начальника управления разведки Генштаба ВС Армении, генерал-майора Аршака Карапетяна и начальника войск связи, управления связи и автоматизированных систем генерал-майора Комитаса Мурадяна. Увольнение сразу трех высокопоставленных генералов, курировавших (а вернее будет сказать – кормившихся там) сферы снабжения, связи и разведки в Минобороны Армении, позволяет сделать вывод, что апрельская война высветила грубые ошибки в работе на ключевых для армянской армии направлениях. Самое главное же доказательство разгрома армянской армии в апреле 2016 года, приведенное армянской стороной, заключается в том, что разгневанный Саргсян вынужден был отправить в отставку своего давнего соратника и многолетнего министра обороны - хромого Сейрана, заменив его креативно мыслящим, но еще более бездарным на поле боя Вигеном Саркисяном.


Как тогда отмечал заведующий отделом ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев, отставка Алика Мирзабекяна, отвечавшего за снабжение войск, выглядела довольно оправданной, поскольку были конкретные данные, что на передовой не хватало не только бронежилетов, но даже боеприпасов. А другой российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр заметил, что «первый раунд» боев в Карабахе выиграла армия Азербайджана, – и в первую очередь, за счет явного технологического превосходства в военной технике.

Идентичные мысли высказал и Директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян в своей статье на сайте Neweasterneurope.eu. По мнению Киракосяна, боевые действия в апреле 2016 года не только разрушили миф о непобедимости армянской армии, но и подорвали доверие к правительству Армении после того, как была обнародована информация о нехватке вооружений и недостатках в готовности ВС, а также явного военно-технического превосходства азербайджанцев над армянами.

Окончательную точку в этом разговоре поставил министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, давший через год после апрельской войны интервью российскому информационному агентству «РИА Новости».

«Я дал команду принять меры, чтобы отбросить огневые точки противника от населенных пунктов. Это не преследовало задачу начать полномасштабную войну.
В этом было задействовано где-то 15-20 процентов нашей армии. Я даже резервы и артиллерию центрального подчинения не подтягивал к фронту. Армия выполнила эту задачу - отбросила ВС Армении от населенных пунктов», - сказал в интервью «РИА Новости» З.Гасанов.


Как видно из слов министра обороны, армянская армия не смогла оказать сопротивление даже одной пятой личного состава ВС Азербайджана. А сейчас Аматуни утверждает, что потеря 2000 гектаров и стратегических высот была «фактической победой в апрельской войне».

По его мнению, Баку также прекрасно представляет, что «после апрельской войны баланс не только не склонился в сторону Азербайджана, но и существенно восстановился как в военно-техническом, так и в военно-политическом смысле».

О каком же восстановлении военно-технического и военно-политического баланса бредит Аматуни? Если он имеет в виду байку о том, что на вооружении армянской армии имеются «Искандеры», то этот миф развеяли сами же армянские эксперты. Коллега Аматуни аналитик Саргис Арцруни в своей статье ««Зубы» Сержа Саргсяна и миф «Искандеров»», отмечал, что «даже эксперты уверены, что находящиеся в Армении «Искандеры» фактически не принадлежат нашим ВС, если даже в формальном смысле и находятся на нашем балансе».

Может быть Аматуни также уповает на слова Сержа Саргсяна, сказанные 13 июля 2017 года в ходе подведения итогов общественных обсуждений вокруг программ «Наблюдательный пункт», «Честь имею» и «Я» о том, что главным действующим лицом на поле боя является армянский солдат?

В таком случае неплохо было бы Аматуни ознакомиться со статистикой небоевых потерь армянской армии хотя бы за текущий месяц. Эти случаи являются ярким доказательством того, что армянские военнослужащие, не вынося тяжелых условий несения службы, неуставные отношения, местничество, дедовщину и произвол со стороны офицеров убивают себя или своих обидчиков. Ужасающая ситуация, царящая в армянской армии, чьи коррумпированные генералы в ходе апрельской войны 2016 года оставили своих солдат без боеприпасов, не является ни для кого секретом в Армении. Родители всеми правдами и неправдами стараются избавить своих сыновей от призыва в армию. Больше всего родители из Армении боятся, что их любимые чада в качестве пушечного мяса могут попасть в Карабах, где зачастую получают травмы и даже пули от карабахских армян в инцидентах на почве местничества.

Апрельская война отрезвила многих от мифа о бесстрашном армянском воине и высокой боеспособности ВС Армении. Да и какой армия может быть в стране, переживающей глубокий экономический, демографический и политический кризис? О каком патриотизме и воинском духе может идти речь, когда на солдата смотрят как на источник наживы?

Вот этими вопросами нужно и задаваться Аматуни, а не рассуждать о том, что «в настоящее время от Армении всего лишь требуется умножить военно-политическую бдительность и динамику политических реформаций, чтобы не оставить Баку никакого – ни дипломатического, ни военного выхода из этого тупика». В тупике находится сама Армения, оказавшись втянутой в карабахскую авантюру. Уже всем в мире, и даже самим армянам, очевидно, что Армения не просто не смогла «переварить» Карабах, а элементарно подавилась им. И недалек тот день, когда над Ханкенди будет развеваться государственный флаг Азербайджана.

Низам Бекиров


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: