Логика Пашиняна: имидж армии - ничто, жажда власти - всё

2020/06/nik-1-1591785126.jpg
Прочитано: 2193     15:00     10 ИЮНЯ 2020    

Если бы я следил за поведением Пашиняна, то сказал бы, что «клиент» нервничает. То премьер Армении, точно решив подстраховаться, заявил «с запасом», что в его стране 100 тысяч зараженных коронавирусом, то вынудил уйти главу комитета по госдоходам, то отправил в отставку силовой блок при том, что главы двух ведомств - полиции и СНБ - не проработали и трех месяцев, то стал набрасываться с угрозами на своих политических оппонентов - Ванецяна и Царукяна.


Я, конечно, не сторонник террористической группировки «Сасна црер», ставшей по армянским законам, как и многие другие группировки, партией, но один из её лидеров, Варужан Аветисян подметил резонную вещь: «Никол Пашинян пытается пустить пыль в глаза, скрыть этот стратегический системный провал, который он потерпел вместе со своей командой... Понятно, что он пытается частично укрепить и свою собственную власть, назначив якобы внушающих ему доверие людей».

Так, начальником Генштаба ВС был назначен генерал-лейтенант Оник Гаспарян, родившийся, в том же городе, что и Пашинян - в Иджеване. Прежний же - Артак Давтян имел конфликты как с министром обороны Давидом Тонояном, так и с самим Пашиняном. Свадьба сына Давтяна, являвшаяся неприкрытым нарушением карантина, стала последней каплей терпения у взбалмошного премьера, и Давтяну было предложено покинуть пост.

И вот во вторник его преемник, титулованный землячок Гаспарян, был представлен высшему офицерскому составу министерства обороны Армении. Во время представления Никол Пашинян, соскучившийся во время своей то ли всамделишной, то ли выдуманной, болезни и самоизоляции, решил поговорить со своими «скалозубами» о высоких материях.

«Наша задача - приравнять имидж службы в ВС к имиджу вооруженных сил Армении», - воскликнул премьер. Лучше бы он промолчал - ведь такую глупость сморозил.

Когда элемент принадлежит множеству, он обладает и его свойствами, разве не так? Если бы у вооруженных сил Республики Армения был положительный имидж, то туда стремилось бы попасть большое число представителей армянского юношества. Из чего складывается имидж армии? Прежде всего - из качественных стандартов службы и её социальной ответственности перед гражданином, отдающим ей свои годы жизни.

То есть это качественные казармы, с нормальным водоснабжением, канализацией. С возможностью заниматься спортом для солдат. С возможностью получить какую-то востребованную рабочую специальность. Воинская часть, куда приходят интересные представители интеллигенции, чтобы прочесть лекции, а не только политзанятия с портретами бородачей.

Да, армия - не санаторий, никто не спорит. Здесь солдат должен приобретать, прежде всего, военную специальность. Если уж и быть дракам между солдатами, то это должны быть «драки» за возможность остаться контрактником, продолжить службу, стать офицером.

Кроме того, важна социальная ответственность перед солдатом - прежде всего, качественное медицинское обслуживание в случае ранения, болезни или несчастного случая.

А что из себя представляет армянская армия? Если бы у нее был имидж, то призывники штурмовали бы военкоматы, желая поскорее отдать долг родине, и, так сказать, присоединиться, приобщиться к этому имиджу. Как говорится, гречневая каша сама себя хвалит. Но этого же не происходит. Армянские юноши, зная о приближении призывного возраста, начинают штурмовать не военкоматы, а КПП Баграташен и Бавра, чтобы избежать отбывания воинской повинности.

Это к реплике премьер министра относительно того, что «имидж Вооруженных Сил РА и общественное отношение к ним, любовь и уважение находятся на самом высоком уровне».

Видимо, имидж у армянской армии совсем другой: воровство офицерского состава, использование территорий частей не по назначению, (буквально недавно задержали одного командира части, который продавал налево электричество и газ, а помните историю, когда на территории части действовала частная клиника?), унижение солдат со стороны старослужащих и офицерства, криминальные понятия. В случае смерти призывника его родителям не скажут правды.

Да и сам имидж вооруженных сил как «позвоночника государственности, суверенитета» был изрядно потрепан в апреле 2016-го года, когда армия, распространяющая этот «суверенитет» на территории соседних государств, получила по носу.

«За этот период в ВС была проделана огромная работа, произошли огромные изменения», - хвастался Пашинян. И какие изменения? Солдат, наконец-таки, обеспечили качественным бельем и питанием? Но почему то и дело в СМИ появляются новости о ДТП с участием военнослужащих, о неуставных отношениях, приводящих к смерти «зинворов»?

Глава правительства вспомнил о том, что «военнослужащие в Армении должны хорошо жить». Это понятно, как говорилось в одной старой советской комедии, «жить - хорошо, а хорошо жить - еще лучше». Но Пашинян этим своим высказыванием и сам признает, что военнослужащие - рядовой и младший офицерский состав - живут не так уж и хорошо.

Все правильно, служба - не отдых, а тяжелый труд, подвергание себя определенным ограничениям, жесткому подчинению. Но молодой человек, отдав долг родине, должен знать, что его ждет за воротами казармы? Будет ли он востребован или станет обивать пороги бирж труда в поиске неквалифицированной работы? А тут парня поматросили и бросили, он возвращается на гражданку, где ощущает себя ненужным. Это, если повезет и он не словит пулю в Карабахе. И неважно, будет ли это выстрел со стороны противника, или своего сослуживца. А может и выпущенная из своего же табельного оружия с целью прекратить мучения, которым его подвергают сослуживцы и офицеры.

Пашинян сказал еще одну интересную вещь: «У Армении есть как внутренние, так и внешние вызовы, но внутренние вызовы не будут такими явными и сильными, как внешние, в этом деле наша главная сила и гарантия - вооруженные силы».

Что значит - вооруженные силы как сила и гарантия против внутренних вызовов?

На какие внутренние вызовы должна отвечать армия? Стихийные бедствия, лесные пожары, землетрясения? Для этого есть МЧС. Видимо, речь идет именно о политических внутренних вызовах.

Но разве пункт 2 статьи 14 конституции Армении не гласит: «Вооруженные силы Республики Армения соблюдают нейтралитет в политических вопросах и находятся под гражданским контролем»? Или Никол Пашинян решил перелопатить и это конституционное положение? А для чего?

Многие в Армении отмечают, что нынешний «бархатный» глава правительства Армении становится всё более деспотичным, любого несогласного он считает врагом революции. Также, представляя армянским чекистам нового шефа, он выразил убеждение, что «два года - достаточный срок, чтобы сотрудники СНБ РА смогли принять позицию руководства страны, пришедшей к власти путем бархатной ненасильственной революции и определиться со своей позицией». То есть он требует от спецслужб не служить закону, а «принять позицию руководства страны».

Причем здесь «позиция руководства»? Если в государстве есть силы, занимающиеся действиями, которые угрожают безопасности государства (терроризм, незаконные вооруженные формирования, контрабанда опасных веществ, киберпреступность, шпионаж и проч.), то спецслужбы должны с этим бороться вне зависимости от того, кто находится у власти.

Да и полицейским, также при назначении их шефа, он заявил, что каждый из них «должен воспринимать себя как представителя премьер-министра Армении».

Очевидно, что Пашиняном движет властолюбие. И ради обладания креслом он готов менять конституцию, разгонять конституционный суд, хоть каждые несколько месяцев менять руководство силовых структур, подбирая тех, кто будет верноподданно служить лишь ему.

Армянский политолог Армен Багдасарян резонно заметил, что «периодическая смена глав спецслужб вовсе не улучшает имидж страны и ее руководства».

Но тут, знаете, как в рекламе, имидж, будь то имидж армии или государства, ничто, жажда - все. Жажда ничем не ограниченной власти.

Октай Яхьяев



Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: