Армянская «Штази» и уничтоженная тайна о прошлом Вигена Саркисяна

2017/11/7774983_1510824104.jpg
Прочитано: 3850     17:30     16 НОЯБРЯ 2017    
Когда в бывшей ГДР пал коммунистический режим, спецслужбы этой страны - аналог и протеже КГБ - «Штази» - приняли решение уничтожить документы о своей деятельности. Видимо, там хранилась информация о внедренных агентах, осведомителях, преследуемых гражданах. Необходимо было сделать так, чтобы ценные документы не попали в руки новых властей.

Офицеры «Штази», перед окончательным роспуском спецслужбы, резали документы несколько дней, «нашинковав», таким образом, 15 тысяч мешков с фрагментами документов, чем позже создали большие проблемы следователям и историкам, решившим восстановить свидетельства. Им пришлось привлекать программистов для решения этого мегапазла. Поиск иголки в стоге сена - ничто по сравнению с той работой, которую они проделали, и небезуспешно - кое-что им удалось восстановить.



То, что предприняло с последние дни своего существования «Штази», было вполне объяснимо - они не хотели неприятностей для себя и своих агентов. А вот почему подобная практика происходила в относительно мирное время в современной Армении, не совсем понятно.

Армянской общественности совершенно справедливо не дает покоя вопрос - где же был их министр обороны Виген Саркисян в его призывной возраст? Задался этим вопросом и оппозиционный депутат Никол Пашинян, большой любитель «побазарить» и попиариться. Он утверждал, что Виген Саркисян в 1993 году незаконно получил отсрочку от призыва в армию.

Военком ответил на официальный запрос Пашиняна, но последний не был удовлетворен. «Запрошенные мною документы не прикреплены к пакету, поскольку как пишет в адресованном мне письме военком, эти документы уничтожены», - рассказывал оппозиционер.



На следующий день Никол продолжил высказывать в отношении «пиджачного» министра обороны все, что думает. «Сейчас он заявляет – я политический деятель. Когда в последний раз этот человек, как политический деятель, видел «живого» гражданина?» - вопрошал правдолюб, - передает издание «Айсор».

Разруливать ситуацию пришлось заместителю министра обороны Артаку Закаряну. По информации News.am, Закарян заявил, что все документы, свидетельствующие о службе гражданина в Вооруженных силах, через пять лет после окончания им воинской службы «архивируются и уничтожаются».

Воистину, как же забавно наблюдать этот кудахтающий птичий базар! Но непонятно одно - с чего это официальные документы о службе граждан должны уничтожаться? Да тем более в стране, которая, по сути, находится в состоянии войны? Ведь в этих архивных данных содержатся данные, которые могут быть использованы для более выборочной мобилизации отправленных в запас служащих. Например, кто-то во время срочной службы прошел дополнительные курсы по работе с военной техникой, кто-то получил взыскания или поощрения, кто-то владеет особыми навыками (подводное плавание, вождение машины), кто-то знает языки или системы рукопашного боя. Все это не помешает бойцу. И это не обязательно должно фиксироваться в военном билете. К тому же военный билет может потеряться, и для таких случаев информация о вчерашнем призывнике должна быть продублирована.

Вот сами подумайте - для чего военному ведомству Армении уничтожать личное дело гражданина? Со «Штази» понятно - они боялись, что антикоммунисты вытащат их «за ушко и на солнышко» и разоблачив, устроят им второй «Нюрнберг». А чего боялось МО Армении годах этак в 1998-2000? Может быть, того, что Азербайджанская Армия, освободив Карабах от оккупации, двинется дальше, победоносно войдет в Ереван, и архивы минобороны Армении окажутся в ее руках? А чем еще можно объяснить сознательное уничтожение важных документов?

Если же это не так, то, скорее всего, дела обстоят по-иному: либо документы уничтожены сейчас, когда поднялся сыр-бор вокруг главы МО, либо документы и сейчас пылятся в архиве, но в них содержится много такого, о чем армянской общественности лучше не знать. Классический скелет в шкафу, как говорится.

Возможно, когда-то армянская общественность раскроет эту тайну, и нынешнему министру придется прятать глаза и юлить, отвечать на вопросы ушлых журналистов невпопад, переводя беседу на другую тему.

А пока истеблишмент этой страны щедро раздает обещания быть честными-пречестными.

«Власти готовы осуществить такие реформы, чтобы сыновья чиновников и олигархов служили в армии», - заявил вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов, пообещав, что едва его сыну исполнится 18 лет, он пойдет в армию.



В Армении элита вообще любит раздавать несбыточные обещания. Через несколько лет разве кто-нибудь вспомнит? В конце концов, можно будет создать какую-нибудь «блатную» часть, и туда записывать сынков чиновников и всех желающих (и, конечно же, способных заплатить за осуществление своего желания), где они будут числиться военнослужащими, а на самом деле прохлаждаться - «солдат спит - служба идет».

Как сообщает 1in, на днях у начальника одного из армянских уголовно-исправительных учреждений Тиграна Навасардяна спросили, правда ли, что на его «зоне» «блатные» заключенные перемещаются в корпуса с улучшенными условиями содержания? Тюремщик, конечно же, все отрицал. «Если они – «блатные», то я – космонавт», - парировал офицер пенитенциарной системы. Но любому армянскому мальчишке, воспитанному на почитаемых в Армении криминальных порядках, известно, что такие камеры есть.

Почему же точно такие же, «превилигированные» части не могут быть построены для отпрысков богатых чинуш? Ну, в крайнем случае, если неутомимые журналисты поднимут эту тему, кто-нибудь снова риторико-иронически назовет себя космонавтом. В чем-то они все «космонавты», ибо им с космических высот наплевать на мнение о них своих простых сограждан.

Октай Яхьяев


Следите за актуальными военными новостями в нашем Telegram-канале https://t.me/armiyaaz
Следите за актуальными военными новостями в нашем Facebook

Тэги: Виген-Саркисян